СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 1993 г. N 173
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ
МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ
Совет Министров - Правительство Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной
миграционной службе России.
2. Федеральной миграционной службе России совместно с
Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством
труда Российской Федерации и другими заинтересованными
центральными органами федеральной исполнительной власти в
месячный срок представить в Правительство Российской Федерации
предложения о признании утратившими силу решений Правительства
Российской Федерации в связи с принятием настоящего Положения.
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
СОВЕТА МИНИСТРОВ-ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.ШУМЕЙКО
ПОЛОЖЕНИЕ
о Федеральной миграционной службе России
1. Федеральная миграционная служба России (ФМС России)
является центральным органом федеральной исполнительной
власти, осуществляющим государственную политику в области
миграции населения и координирующим работу по этому
направлению в Российской Федерации.
ФМС России осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с центральными органами федеральной
исполнительной власти, органами исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и
общественными объединениями.
ФМС России, подведомственные ей организации и органы
миграционной службы республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономных образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга образуют государственную систему управления
миграционными процессами в Российской Федерации.
2. ФМС России в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, законами и иными решениями
Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской
Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. ФМС России является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, расчетный и иные (в том числе
валютные) счета в учреждениях банков, печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
Местонахождение ФМС России - город Москва.
Финансирование центрального аппарата ФМС России
осуществляется за счет средств республиканского бюджета
Российской Федерации, направляемых на содержание центральных
органов федеральной исполнительной власти.
4. Основными задачами ФМС России являются:
разработка проектов федеральных и межрегиональных
миграционных программ и обеспечение их реализации;
распределение средств, выделяемых из республиканского
бюджета Российской Федерации на решение проблем миграции, и
контроль за их использованием;
организация приема и временного размещения беженцев и
вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации, а
также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом
месте жительства;
разработка и реализация мер в области внешней трудовой
миграции граждан Российской Федерации;
разработка и осуществление мер по привлечению и
использованию труда иностранных граждан на территории
Российской Федерации;
защита прав мигрантов в соответствии с действующим
законодательством;
подготовка предложений по совершенствованию
законодательства в области миграции;
организация контроля за миграционными процессами и
миграционной ситуацией в стране;
признание в соответствии с действующим законодательством
правового статуса лиц, прибывающих или намеревающихся прибыть
на территорию России;
осуществление в установленном порядке сотрудничества с
международными и зарубежными организациями по вопросам
миграции.
5. ФМС России в соответствии с возложенными на нее
задачами осуществляет выполнение следующих функций:
в области прогнозирования миграционных
процессов и формирования миграционной
политики
подготавливает совместно с центральными органами
федеральной исполнительной власти предложения по формированию
государственной миграционной политики и организует работу по
ее реализации;
разрабатывает текущие и долговременные прогнозы
внутренней и внешней миграции;
организует научные исследования по проблемам
миграции;
организует разработку и внедрение единой информационной
системы в области миграции;
в области защиты прав
мигрантов
подготавливает совместно с соответствующими центральными
органами федеральной исполнительной власти предложения о
порядке и условиях определения правового статуса лиц,
прибывающих или намеревающихся прибыть на территорию России;
обеспечивает защиту прав и социальных гарантий мигрантов
в соответствии с действующим законодательством;
осуществляет совместно с центральными органами
федеральной исполнительной власти контроль за реализацией
законодательства по проблемам миграции;
создает с участием органов исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга на
государственной и благотворительной основе службы социальной
поддержки мигрантов;
в области разработки миграционных
программ и обустройства мигрантов
организует совместно с центральными органами федеральной
исполнительной власти разработку проектов основных
направлений, концепций, федеральных и межгосударственных
программ в области миграции и организует их выполнение;
организует совместно с органами исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга
разработку региональных и межрегиональных государственных
программ по вопросам миграции и осуществляет в пределах своей
компетенции контроль за их реализацией;
распределяет финансовые средства и материальные ресурсы,
выделяемые Правительством Российской Федерации на решение
проблем миграции;
осуществляет контроль за использованием выделенных
финансовых средств, а также в необходимых случаях производит
перераспределение неизрасходованных средств, исходя из
приоритетов и сроков реализации программ;
выступает в качестве заказчика работ, предусмотренных
Республиканской долговременной программой "Миграция";
рассматривает и решает в установленном порядке вопросы
компактного расселения мигрантов, содействует развитию
крестьянских (фермерских) хозяйств, малых и иных предприятий,
обеспечивающих рабочие места для мигрантов;
определяет совместно с заинтересованными центральными
органами федеральной исполнительной власти порядок выплаты
беженцам и вынужденным переселенцам пособий, установленных
действующим законодательством;
обеспечивает работу пунктов приема и временного
размещения беженцев, вынужденных мигрантов и репатриантов;
осуществляет во взаимодействии с органами исполнительной
власти республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга работу по приему, размещению, хозяйственному
обустройству и оказанию помощи в трудоустройстве мигрантов;
организует совместно с центральными органами федеральной
исполнительной власти и органами исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга
работу по приему беженцев в условиях чрезвычайных ситуаций;
в области внешней трудовой
миграции
принимает участие в разработке проектов соглашений и
других международных документов по вопросам трудовой миграции
граждан Российской Федерации за границу и иностранных граждан
в Российскую Федерацию осуществляет меры по их реализации, а
также разрабатывает и реализует в установленном порядке
совместные с иностранными фирмами и компаниями проекты и
программы по вопросам трудовой миграции граждан Российской
Федерации за границу;
содействует гражданам Российской Федерации в поиске
работы и трудоустройстве за границей, организует регистрацию
этих граждан, учет и контроль за соблюдением условий их
трудовых контрактов;
организует с участием Федеральной службы занятости России
учет трудовых контрактов и разрешений на работу иностранных
граждан, въезжающих в Россию;
осуществляет с участием Федеральной службы занятости
России организационно-методическое обеспечение лицензирования
деятельности негосударственных организаций, связанной с
трудовой миграцией граждан Российской Федерации за границу;
обеспечивает лицензирование привлечения в Российскую
Федерацию иностранной рабочей силы по предложению органов
исполнительной власти республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с положением,
утверждаемым в установленном порядке;
в области миграционного
контроля
участвует совместно с заинтересованными центральными
органами федеральной исполнительной власти в организации
работы органов миграционного контроля в пограничных пунктах;
организует учет и регистрацию беженцев и вынужденных
переселенцев;
осуществляет совместно с соответствующими центральными
органами федеральной исполнительной власти меры по обеспечению
установленных действующим законодательством условий проживания
на территории Российской Федерации иностранных граждан,
которые следуют транзитом в третьи страны с целью получения
там убежища или поиска работы;
разрабатывает мероприятия по предупреждению случаев
неконтролируемой миграции, принимает соответствующие меры по
депортации (высылке) лиц, незаконно прибывших в Российскую
Федерацию;
в области международного
сотрудничества
участвует в установленном порядке в подготовке проектов
межправительственных соглашений (договоров) в области миграции
населения;
проводит в установленном порядке консультации и
переговоры с международными и зарубежными правительственными и
неправительственными организациями, ассоциациями, иностранными
фирмами по вопросам международного сотрудничества в области
миграции;
вносит в установленном порядке предложения по ратификации
Российской Федерацией конвенций и других международных
документов по вопросам миграции населения;
принимает в установленном порядке участие в работе
международных организаций по вопросам миграции населения;
принимает участие в пределах своей компетенции в
проведении работы по вопросам миграции в посольствах и
представительствах Российской Федерации;
осуществляет в установленном порядке представительство
Российской Федерации в международных организациях.
6. ФМС России наряду с выполнением перечисленных функций:
обобщает практику применения законодательства по
вопросам, отнесенным к ведению ФМС России, и в установленном
порядке вносит предложения по совершенствованию действующего
законодательства;
создает в установленном порядке организации,
осуществляющие деятельность, связанную с решением проблем
миграции населения;
осуществляет методическое и организационное руководство
деятельностью территориальных органов миграционной службы,
обеспечивает повышение квалификации их работников;
получает от Государственного комитета Российской
Федерации по статистике, центральных органов федеральной
исполнительной власти, органов исполнительной власти республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
предусмотренные государственной статистической отчетностью
сведения по вопросам, относящимся к компетенции ФМС России;
вносит в установленном порядке предложения по
совершенствованию форм первичного учета и статистической
отчетности по вопросам миграции населения;
содействует в предоставлении мигрантам услуг по
социальному страхованию, паспортно-визовому, транспортному
обслуживанию, а также юридических и других консультаций;
проводит разъяснительную работу среди населения и
юридических лиц по вопросам своей компетенции;
рассматривает письма, жалобы и предложения граждан,
принимает по ним необходимые меры в сроки, установленные
действующим законодательством, ведет прием граждан по
относящимся к ее компетенции вопросам.
7. ФМС России предоставляется право:
принимать в пределах своей компетенции решения, в том
числе совместно с другими центральными органами федеральной
исполнительной власти, органами исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
общественными объединениями;
участвовать в разработке мер финансово-кредитной,
инвестиционной, налоговой, региональной политики, влияющих на
состояние миграции населения в Российской Федерации;
осуществлять издательскую деятельность, в том числе
выпускать справочную и другую печатную продукцию по проблемам
миграции;
организовывать проведение благотворительных акций и
программ, направленных на социальную поддержку мигрантов;
проводить в установленном порядке конференции, семинары,
совещания.
8. ФМС России возглавляет руководитель, назначаемый
Президентом Российской Федерации.
Руководитель ФМС России имеет заместителей, назначаемых
Правительством Российской Федерации.
Руководитель:
несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на ФМС России задач, распределяет обязанности
между заместителями руководителя, устанавливает степень их
ответственности и степень ответственности руководителей
структурных подразделений ФМС России за выполнение возложенных
на них обязанностей;
утверждает структуру и штатное расписание центрального
аппарата ФМС России в пределах численности и фонда оплаты
труда работников, установленных Правительством Российской
Федерации, смету расходов на его содержание, а также положения
о структурных подразделениях;
издает приказы и дает указания в пределах своих
полномочий, обязательные для исполнения органами миграционной
службы;
назначает на должность и освобождает от должности
руководителей подразделений, других работников центрального
аппарата ФМС России;
по представлению соответствующего органа исполнительной
власти принимает решение о назначении на должность и
освобождении от должности руководителей территориальных
органов миграционной службы республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга.
9. В ФМС России образуется коллегия в составе
руководителя (председатель коллегии), заместителей
руководителя по должности, руководящих работников ФМС России,
других центральных органов федеральной исполнительной власти,
предприятий, учреждений и организаций.
Члены коллегии ФМС России, кроме лиц, входящих в ее
состав по должности, утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, входящие в
компетенцию ФМС России. Решения коллегии реализуются, как
правило, приказами руководителя.
10. Для разработки рекомендаций и предложений при ФМС
России создается экспертный совет по проблемам миграции
населения. Состав совета и положение о нем утверждаются
руководителем ФМС России.