СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 1993 г. N 1157
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО
ВАЛЮТНОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
Совет Министров - Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе России по
валютному и экспортному контролю.
Председатель Совета Министров - Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 15 ноября 1993 г. N 1157
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО ВАЛЮТНОМУ И ЭКСПОРТНОМУ
КОНТРОЛЮ
I. Общие положения
1. Федеральная служба России по валютному и экспортному
контролю (далее - Федеральная служба) является центральным органом
федеральной исполнительной власти, образованным для реализации
функций Совета Министров - Правительства Российской Федерации по
валютному и экспортному контролю.
2. В своей деятельности Федеральная служба руководствуется
Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства
Российской Федерации, международными договорами, участником
которых является Российская Федерация, а также настоящим
Положением.
Федеральная служба осуществляет межотраслевую координацию и
регулирование по вопросам, находящимся в ее ведении.
Предложения по вопросам валютного и экспортного контроля,
вносимые заинтересованными центральными органами федеральной
исполнительной власти в Совет Министров - Правительство Российской
Федерации, подлежат предварительному согласованию с Федеральной
службой.
3. Федеральная служба состоит из центрального аппарата и
создаваемых ею территориальных органов по валютному и экспортному
контролю в республиках в составе Российской Федерации, краях,
областях, автономных образованиях, городах Москве и
Санкт-Петербурге.
4. Федеральная служба осуществляет свою деятельность в тесном
сотрудничестве с другими определенными законодательством
Российской Федерации органами и агентами валютного и экспортного
контроля, разрабатывает и внедряет в пределах своей компетенции
единую систему их взаимодействия, включая методическое и
информационное обеспечение в этой области.
II. Задачи и функции
5. Главной задачей Федеральной службы является проведение
единой общегосударственной политики в области организации контроля
и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в
сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических
операций.
Федеральная служба в рамках своей компетенции обеспечивает
контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской
Федерации центральными органами федеральной исполнительной власти,
организациями, предприятиями, банками, физическими лицами,
участвующими в регулировании и осуществлении валютных,
экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.
6. Федеральная служба в рамках своей компетенции выполняет
следующие функции:
а) осуществляет контроль за соблюдением резидентами и
нерезидентами законодательства Российской Федерации и
ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление
валютных операций, и за выполнением резидентами обязательств
перед государством в иностранной валюте;
б) осуществляет контроль за полнотой поступления в
установленном порядке средств в иностранной валюте по
внешнеэкономическим операциям;
в) участвует в осуществлении контроля за соблюдением порядка
квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и
правильности использования полученных квот и лицензий;
г) осуществляет контроль за правомерностью предоставления или
отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных
сырьевых товаров предприятиям и организациям;
д) организует с участием других органов и агентов валютного и
экспортного контроля, заинтересованных центральных органов
федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности
учета и отчетности по валютным, экспортно-импортным и иным
внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций
нерезидентов в валюте Российской Федерации;
е) контролирует эффективность использования кредитов в
иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе
международных договоров и соглашений;
ж) организует проведение с участием заинтересованных
центральных органов федеральной исполнительной власти, независимых
экспертов и с привлечением иностранных фирм и специалистов
аудиторских проверок внешнеэкономической деятельности отдельных
хозяйствующих субъектов;
з) участвует в работе по учету, оценке и контролю за целевым
использованием конфискованных валютных ценностей;
и) подготавливает на основании результатов проверок
деятельности материалы для передачи в соответствующие
административные, налоговые и правоохранительные органы и в
пределах своей компетенции оказывает им содействие;
к) проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного
контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в
установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию
законодательства Российской Федерации в этой области;
л) представляет в органы представительной и исполнительной
власти Российской Федерации отчеты об организации валютного и
экспортного контроля и результатах деятельности Федеральной
службы;
м) участвует совместно с другими органами и агентами валютного
и экспортного контроля, заинтересованными центральными органами
федеральной исполнительной власти и организациями в создании
единой информационной системы по валютному и экспортному контролю
и межведомственному обмену информацией по контролю за экспортом
стратегически важных сырьевых товаров;
н) участвует в разработке и осуществлении программ
международного сотрудничества в области валютного и экспортного
контроля по каналам международных, региональных и национальных
правительственных и неправительственных организаций;
о) руководит деятельностью территориальных органов по
валютному и экспортному контролю и своих представителей в
учреждениях Российской Федерации за рубежом и в уполномоченных
банках;
п) взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов
Федерации по вопросам обеспечения территориальных органов по
валютному и экспортному контролю служебными помещениями,
транспортом, вычислительной техникой, другими
материально-техническими средствами, а их работников - жильем,
социально-бытовым и медицинским обслуживанием в установленном
порядке;
р) обеспечивает взаимодействие с органами валютного и
экспортного контроля иностранных государств;
с) представляет Российскую Федерацию по поручению Совета
Министров - Правительства Российской Федерации самостоятельно или
совместно с другими органами и агентами валютного и экспортного
контроля в международных переговорах с целью заключения
международных договоров и соглашений по вопросам организации и
осуществления валютного и экспортного контроля;
т) проводит мероприятия по подбору, профессиональной
подготовке и переподготовке кадров;
у) осуществляет иные функции, связанные с валютным и
экспортным контролем, предусмотренные законодательством Российской
Федерации.
III. Права и обязанности
7. Федеральная служба в соответствии с возложенными задачами и
выполняемыми функциями имеет право:
а) получать от органов и агентов валютного и экспортного
контроля необходимую информацию и документы для эффективного
осуществления своих задач;
б) проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских
книг, отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений
(договоров) и иных документов, связанных с осуществлением
хозяйствующими субъектами экспорта и импорта товаров и услуг,
бартерных операций, иных внешнеэкономических операций, получением
и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед
государством в иностранной валюте;
в) получать от юридических и физических лиц документы и копии
с них, касающиеся валютных, экспортно-импортных и иных
внешнеэкономических операций и необходимые для оценки соблюдения
ими норм законодательства Российской Федерации, а также справки и
сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
г) обращаться к правительственным и неправительственным
организациям, фирмам и банкам зарубежных государств за содействием
при проведении проверок деятельности за рубежом российских
юридических и физических лиц, а также их активов с соблюдением
законодательства соответствующих стран;
д) ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении
валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций,
о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области
внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке
предложения по исключению предприятий и организаций из перечня
экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях
непредставления (или отказа в представлении) органам Федеральной
службы соответствующих документов, связанных с проведением
указанных операций;
е) привлекать юридических и физических лиц в установленном
порядке к ответственности за нарушение законодательства Российской
Федерации и ведомственных нормативных актов, регулирующих
внешнеэкономические операции;
ж) создавать в установленном порядке территориальные органы по
валютному и экспортному контролю, иметь по согласованию с
Центральным банком Российской Федерации своих представителей в
уполномоченных банках, а по согласованию с соответствующими
центральными органами федеральной исполнительной власти - в
учреждениях Российской Федерации за рубежом;
з) участвовать в подготовке законодательных и иных нормативных
актов по вопросам валютного и экспортного контроля;
и) разрабатывать и утверждать в установленном порядке
совместно с другими органами и агентами валютного и экспортного
контроля нормативные акты и методические материалы по вопросам
валютного и экспортного контроля, обязательные для исполнения
всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской
Федерации;
к) разрабатывать и издавать в пределах своей компетенции
инструкции, положения, правила, методические материалы, учебные
программы по вопросам организации и осуществления валютного и
экспортного контроля;
л) запрашивать у министерств, ведомств и организаций
официальные разъяснения относительно толкования и применения
нормативных актов, издаваемых ими по вопросам осуществления
валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;
м) давать предложения в установленном порядке о
приостановлении или об отмене ведомственных нормативных актов по
вопросам осуществления валютных, экспортно-импортных и иных
внешнеэкономических операций;
н) заключать договоры с научно-исследовательскими и другими
организациями, а также с отдельными специалистами для проведения
экспертиз, аудиторских проверок и разработки методических
материалов, приглашать в указанных целях иностранных специалистов
и фирмы;
о) представлять Российскую Федерацию в международных
организациях по поручению Совета Министров - Правительства
Российской Федерации.
8. Федеральная служба имеет право получать информацию от
Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства
внутренних дел Российской Федерации, Службы внешней разведки
Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации о
ставших им известных фактах нарушения юридическими и физическими
лицами законодательства Российской Федерации и ведомственных
нормативных актов, касающихся квотирования, лицензирования и
осуществления валютных, экспортно-импортных и иных
внешнеэкономических операций.
9. Результаты проверки юридических и физических лиц
должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по
валютному и экспортному контролю оформляют актами, в которых
отражаются выявленные нарушения законодательства Российской
Федерации, установленных норм и правил проведения валютных,
экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.
Должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по
валютному и экспортному контролю дают обязательные для выполнения
юридическими и физическими лицами указания об устранении
выявленных нарушений и имеют право требовать выполнения их
предписаний.
10. Должностные лица Федеральной службы и территориальных
органов по валютному и экспортному контролю обязаны сохранять
ставшую им известной при выполнении своих функций коммерческую
тайну юридических и физических лиц, а также не разглашать сведения
о средствах в иностранной валюте юридических и физических лиц,
полученных и используемых ими на законном основании.
IV. Руководство и организация деятельности
11. Федеральную службу возглавляет руководитель, назначаемый
Президентом Российской Федерации по представлению Председателя
Совета Министров - Правительства Российской Федерации.
12. Руководитель Федеральной службы имеет заместителей,
назначаемых и освобождаемых от должности Советом Министров -
Правительством Российской Федерации.
13. В Федеральной службе образуется коллегия в составе
руководителя Федеральной службы (председатель) и его заместителей
по должности, а также других руководящих работников центрального
аппарата.
14. Руководитель Федеральной службы:
а) несет персональную ответственность за выполнением
возложенных на Федеральную службу задач и функций, определяет
степень ответственности своих заместителей, руководителей
структурных подразделений центрального аппарата за порученные
участки работы;
б) самостоятельно принимает решения по вопросам, отнесенным к
компетенции Федеральной службы;
в) издает приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для
выполнения центральным аппаратом Федеральной службы,
территориальными органами по валютному и экспортному контролю и
зарубежными представителями;
г) утверждает положения о структурных подразделениях
центрального аппарата Федеральной службы;
д) организует взаимодействие с органами представительной и
исполнительной власти Российской Федерации по вопросам, отнесенным
к компетенции Федеральной службы;
е) назначает на должность и освобождает от должности
работников центрального аппарата Федеральной службы.
15. Руководитель Федеральной службы утверждает в пределах
установленной численности и фонда оплаты труда структуру
центрального аппарата, штатное расписание, а также
смету расходов на его содержание в пределах ассигнований на
соответствующий период.
Экономия ассигнований по фонду оплаты труда и на содержание
центрального аппарата управления, а также централизованного фонда
социального развития остается в распоряжении Федеральной службы и
используется в текущем и последующих годах на социально-бытовое
обеспечение работников Федеральной службы.
16. Руководитель Федеральной службы утверждает Положение о
территориальных органах по валютному и экспортному контролю,
определяет их численный состав, назначает и освобождает от
должности руководителей этих органов.
17. Федеральная служба является юридическим лицом, имеет
печать с изображением Государственного герба Российской Федерации
и необходимые реквизиты со своим наименованием, расчетный и иные,
в том числе валютные, счета в учреждениях банков.