(by TRANSLATE.RU)

РЕГИОНЫ РОССИИ
Реформа Федерации и регионы России

  РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Республика Татарстан входит в состав Приволжского федерального округа (центр федерального округа – г. Нижний Новгород).

Полномочный представитель Президента РФ в округе – Сергей Кириенко, первый заместитель – Сергей Новиков, главный федеральный инспектор по Республике Татарстан – Марсел Галимарданов, федеральный инспектор – Денис Ахмадуллин.

Новиков Сергей Геннадьевич
Родился в 1962 г. в г. Кинешме Ивановской области.
В 1985 г. окончил Московский физико-технический институт по специальности "автоматика и электроника", также окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. Кандидат технических наук.
Работал инженером, старшим инженером, ведущим инженером НИИ "Полюс" Министерства электронной промышленности СССР (1988-93 гг.). В 1994-95 гг. – экономист, ведущий экономист, главный специалист внутрибанковского расчетного центра по обслуживанию НК "ЮКОС" АКБ "Промрадтехбанк". С 1995 г. – руководитель финансового управления ОАО НК "ЮКОС". С сентября 1996 по июнь 1997 г. – вице-президент ОАО НК "Востсибнефтегаз" по финансам и экономике. С июля по ноябрь 1997 г. – советник министра топлива и энергетики РФ, председатель Комитета по финансовым программам и ресурсам. С 6 ноября 1997 г. – заместитель министра топлива и энергетики РФ. 5 мая 1998 г. указом президента РФ был назначен председателем Госкомитета РФ по государственным резервам, 9 ноября 1998 г. освобожден от должности. В декабре 1998 г. вновь назначен заместителем министра топлива и энергетики РФ, курировал финансовые вопросы. В марте 1999 г. был назначен представителем государства в ОАО "Нефтяная компания "ЛУКойл".
11 июля 2000 г. был назначен первым заместителем полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко.

Галимарданов Марсел Магфурович
Родился 3 октября 1951 г. в д. Новое Балтачево Актанышского района Татарской АССР.
В 1974 г. окончил Высшее пограничное военно-политическое училище КГБ СССР, в 1983 г. – Военно-политическую академию им. В.И.Ленина.
Работал преподавателем физики в с. Семиостров Актанышского района Татарской АССР, затем был призван в армию. По окончании училища в 1974-79 гг. занимал должности от заместителя начальника до заместителя коменданта пограничной комендатуры по политической части пограничного отряда Северо-западного пограничного округа КГБ СССР. По окончании академии в 1983-91 гг. служил в политическом отделе Закавказского пограничного округа. В 1991 г. был переведен в центральный аппарат КГБ СССР в Военно-политическое управление погранвойск. В том же году был назначен заместителем начальника Управления по работе с личным составом – начальником отдела аппарата Командующего ПВ РФ. С 1994 г. – заместитель начальника управления – начальник отдела, с 1996 г. – первый заместитель начальника Управления воспитательной работы Федеральной пограничной службы РФ.
12 октября 2000 г. назначен главным федеральным инспектором по Республике Татарстан.
Генерал пограничной службы в отставке.

Сергей Кириенко заявил в марте 2001 г., во время поездки по Татарстану, что работать с Татарстаном сложно, но интересно. Важным вопросом Кириенко считает интеграцию экономики округа (основные направления: нефтехимия, автомобилестроение, авиация и транспорт).
За первые два месяца работы в общественную приемную аппарата полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе поступило 162 обращения из Татарстана, по темам: жилье, зарплата, транспорт – 34 шт., правоохранительная деятельность – 31 шт., судебные решения – 27, экономика – 23, законодательство – 16, социальная сфера – 11.

Основной точкой противостояния между РТ и РФ является несоответствие множества республиканских законов аналогичным федеральным актам. Государственный Совет Татарстана постоянно вносит поправки и изменения в большинство таких законов – как правило, после соответствующих протестов прокурора республики и судебных разбирательств, как на республиканском, так и на российском уровне. Было проведено несколько заседаний согласительной комиссии по унификации татарстанского и федерального законодательства. Ряд законов Татарстана, противоречащих федеральным – например, Земельный кодекс - являются, по мнению ряда экспертов (в т.ч. полпреда Кириенко) более прогрессивными и социально оправданными. Некоторые республиканские законы требуют скорее формальных поправок, и татарстанская сторона легко согласилась изменить их. Так, в марте 2001 г. были исправлены несоответствия в законах "О благотворительной деятельности" и "Об административной ответственности за правонарушения в области эксплуатации жилищного фонда", в апреле - в законе "О свободе совести и религиозных объединениях", в мае – "О внешнеторговой деятельности в Республике Татарстан", "Об отходах производства и потребления".
Наиболее острым вопросом является противоречие некоторых статей конституции Республики Татарстан основному закону РФ. Конституционный суд РФ выносил определения по этому поводу 27.06.2000 и 19.04.2001, но никаких реальных шагов по приведению республиканской конституции в соответствие с Конституцией РФ татарстанскими парламентариями практически сделано не было.
Президент РФ В.Путин после совещания с руководителями регионов Приволжского округа в Самарской области в конце лета 2000 г. крайне негативно отозвался об отсутствии в конституциях республик упоминания о том, что они являются субъектами Российской Федерации. В ответ М. Шаймиев заявил (в сентябре 2000 г., интервью республиканскому информационному агентству "Татар-информ"), что любые поправки в конституцию республики будут вноситься только через согласительные процедуры, поэтапно и не торопясь. Предварительно необходимо четко разграничить полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан, чтобы в дальнейшем никаких недоразумений не возникало.

Первоначально выборы президента РТ были назначены Госсоветом на 24 декабря 2000 г. Депутаты мотивировали это решение грядущими государственными реформами и желанием войти в новый век с вновь избранным президентом. В сентябре 2000 г. в закон "О выборах Президента Республики Татарстан" были внесены изменения и дополнения. В соответствии с новой редакцией, "Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин Республики Татарстан не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Татарстан". Впоследствии, 2 февраля 2001 г., Верховный суд РТ (по заявлению Прокуратуры РТ) отменил обязательное знание двух языков. Это связано с тем, что в соответствии с законом республики Татарстан о языках до 8 июля 2002 года республиканские чиновники имеют право татарского языка и не знать.
В начале октября 2000 г. председатель ЦИК РФ А. Вешняков заявил, что он считает неправомочным перенесение сроков выборов президента Татарстана на декабрь текущего года и поэтому досрочные выборы необходимо отменить. Парламент Татарстана послал в Москву гонцов во главе с председателем Госсовета Ф.Мухаметшиным, чтобы свое решение защитить. Московские чиновники пригрозили судами, и срок выборов президента РТ был переназначен на март 2001 г., как и положено по графику.
В январе 2001 г. Государственная Дума РФ приняла поправки к закону об основных гарантиях избирательных прав граждан, которые позволили президенту РТ М.Шаймиеву баллотироваться на третий срок подряд. А его сопернику в избирательной борьбе Р.Садыкову – заявлять во время предвыборной кампании (13 марта 2001 г., дебаты на телеканале "Татарстан"), что за такое решение Шаймиев заплатил депутатам Госдумы по 100 тысяч долларов на брата-депутата. И якобы вручали эти доллары в чемоданах.

Президентская кампания в Татарстане проходила нетипичным для России образом. Во-первых, дисциплинированные республиканские СМИ держались корректно и никаких интересных подробностей не публиковали. Во-вторых, практически отсутствовала наглядная агитация, выборы прошли при минимальных затратах средств кандидатов. Конечно, появлялись какие-то статьи и выступления кандидатов, направленные против президента Шаймиева, но масштаб был явно не тот.
Среди сложностей были отмечены проблемы при регистрации кандидатов (знание двух языков) и поведение Александра Салия. Татарстанские ЦИКовцы даже собирались, уже после выборов, проинформировать председателя Госдумы Г. Селезнева о деструктивной роли А. Салия при проведении президентских выборов в Татарстане. Он якобы пытался негативно настроить наблюдателей, позволял себе резкие высказывания и даже подал в суд из-за нарушения избирательного законодательства на одном из участков (в 6-ой городской больнице). Естественно, в иске г. Салию было отказано. Наблюдателей присутствовало всего около 15 тыс. человек. Больше серьезных нарушений никто не заметил.
Всего для участия в президентских выборах было выдвинуто 20 кандидатов, зарегистрировано из них только пятеро:
Садыков Роберт Гарипович – 1941 г.р., проживает в г. Казани, помощник депутата Государственной Думы ФС РФ.
Грачев Иван Дмитриевич – 1952 г.р., проживает в г. Казани, депутат Государственной Думы ФС РФ, член совета общественной организации "Равноправие и законность".
Федоров Александр Степанович – 1944 г.р., проживает в г. Зеленодольске, первый заместитель главы администрации Зеленодольского района и г. Зеленодольска.
Шашурин Сергей Петрович – 1957 г.р., проживает в г. Казани, депутат Государственной Думы ФС РФ.
Шаймиев Минтимер Шарипович – 1937 г.р., проживает в г. Казани, президент Республики Татарстан.

Выборы президента Республики Татарстан состоялись 25 марта 2001 г.
Официальные итоги установлены 29 марта.
Количество избирателей, внесенных в списки – 2698239
Приняли участие в голосовании – 2139734 (79,30%)
Количество голосов, поданных "за":
Грачева И.Д. – 116947 (5,47%)
Садыкова Р.Г. – 94851 (4,43%)
Федорова А.С. – 10451 (0,49%)
Шаймиева М.Ш. – 1701428 (79,52%)
Шашурина С.П. – 123644 (5,78%)
Число голосов, поданных против всех кандидатов – 60095 (2,81%).

По данным Центризбиркома РТ, М. Шаймиев набрал большинство голосов на всех без исключения участках и территориях республики. После выборов, 13 апреля 2001 г., президент Республики Татарстан М.Шаймиев с супругой отбыл в отпуск в Карловы Вары (Чехия).

11 мая 2001 г. на восьмой пленарной сессии Государственного Совета РТ утвердили новую структуру органов исполнительной власти республики (образование, упразднение и преобразование отдельных министерств и государственных комитетов) и состав нового кабинета министров. Был назначен представитель правительства РТ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, им стал Р.Алтынбаев.

Алтынбаев Рафгат Закиевич
Родился 21 сентября 1948 г. в с. Сарабиккулово Лениногорского района ТАССР. В 1971 г. окончил Казанский химико-технологический институт (инженер-механик). Доктор социологических наук.
Работал старшим инженером СМУ-4 управления строймеханизации УС "Камгэсэнергострой" (1971-74 гг.), секретарем комитета комсомола управления строительства города ПО "Камгэсэнергострой" (1974-75 гг.) в Набережных Челнах. С 1975 г. – на партийной и советской работе в автограде. В 1990 г. стал председателем исполкома Набережночелнинского городского Совета народных депутатов, а спустя год – главой администрации Набережных Челнов – председателем городского Совета народных депутатов. С 1999 г. – заместитель министра сельского хозяйства РФ.

Были упразднены: министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов, министерство лесного хозяйства, министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет по геологии и использованию недр, Государственный комитет по земельным ресурсам и земельной реформе, Государственный комитет по делам детей и молодежи, Государственный комитет по кинематографии, Государственный комитет по защите прав потребителей, государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму, Государственный комитет по труду и занятости, государственный комитет по управлению государственным имуществом, государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора.
Были образованы: министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ, министерство экологии и природных ресурсов РТ, министерство по делам молодежи и спорту РТ, министерство труда и занятости РТ, министерство земельных и имущественных отношений РТ.
Преобразованы: Министерство социального обеспечения – в министерство социальной защиты РТ, министерство торговли и экономического сотрудничества – в министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ.

Кабинет министров Республики Татарстан

Минниханов Рустам Нургалиевич
Премьер-министр
Родился 1 марта 1957 г. в селе Новый Арыш Рыбнослободского района Татарской АССР. В 1978 г. окончил Казанский сельскохозяйственный институт по специальности инженер-механик, в 1986 г. – Всесоюзный институт советской торговли по специальности товаровед. Кандидат экономических наук.
Работал инженером-диагностиком районного объединения "Сельхозтехника" Сабинского района (1978-80 гг.), старшим инженером-энергетиком, главным энергетиком Сабинского леспромхоза (1980-83 гг.). С 1983 г. работал заместителем председателя правления по торговле Сабинского райпо и председателем правления Арского райпо.
В 1990 г. становится председателем исполкома Арского районного Совета народных депутатов, в 1992 г. – первым заместителем главы администрации Арского района.
С 1993 по 1996 гг. – глава администрации Высокогорского района и председатель Высокогорского районного Совета народных депутатов. В 1996 г. работал министром финансов Республики Татарстан. С 1998 г. – премьер-министр Республики Татарстан.

Муратов Равиль Фатыхович
Первый заместитель премьер-министра
Родился 30 августа 1949 г. в совхозе "Тюрнясевский" Октябрьского района Татарской АССР. В 1980 г. окончил Всесоюзный заочный институт советской торговли по специальности "экономист". Доктор экономических наук.
Трудовую деятельность начал в 1964 г. работал экспедитором, слесарем-монтажником, после службы в армии – технологом, директором торгового предприятия, заместителем председателя правления Октябрьского райпо, председателем правления Чистопольского райпо, заместителем председателя Татпотребсоюза. В 1987 г. был назначен министром торговли республики. С 1989 г. – заместитель премьер-министра, с 1995 г. – первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан.

Валеева Зиля Рахимьяновна
Заместитель премьер-министра
Родилась 15 октября 1952 г. в Уфе. В 1978 г. окончила факультет журналистики МГУ им. Ломоносова.
Работала литсотрудником, старшим корреспондентом, заведующей отделом молодежной газеты "Ленинец" (1970-80 гг., г. Уфа), корреспондентом газеты "Вечерняя Казань" (1980-82 гг.), корреспондентом, заведующей отделом газеты "Советская Татария" (1982-1991 гг.), редактором отдела политики газеты "Известия Татарстана" (1991-92 гг.). В 1992-95 гг. являлась первым заместителем Председателя Верховного Совета Республики Татарстан, в 1995-1999 г. – заместителем Председателя Государственного Совета Республики Татарстан. С 1999 г. – министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Республики Татарстан.

Ахметов Марат Готович
Заместитель премьер-министра – министр сельского хозяйства и продовольствия
Родился 16 июня 1954 г. в д. Хасаншаих Арского района Татарской АССР. В 1976 г. окончил Казанский государственный ветеринарный институт по специальности "ветеринарный врач".
Работал ветеринарным врачом в колхозе им. Чапаева Балтасинского района (1976-78 гг.), председателем колхоза "Алга" этого же района (1978-83 гг.), с 1983 г. – на партийной работе. В 1991 г. был назначен главой администрации Балтасинского районного Совета народных депутатов. С 1999 г. - заместитель премьер-министра – министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

Когогин Сергей Анатольевич
Заместитель премьер-министра – министр экономики и промышленности
Родился 16 ноября 1957 г. в с. Большие Ключи Зеленодольского района Татарской АССР. В 1977 г. окончил Казанский авиационный техникум, в 1982 г. – Казанский ГУ по специальности "радиофизика".
Работал инженером-настройщиком Зеленодольского предприятия "Эра" (1982-85 гг.), старшим инженером, начальником бюро автоматизации и измерений, заместителем главного механика, председателем профкома, директором Зеленодольского машиностроительного завода (1985-94 гг.). В 1994-1999 гг. – глава администрации, председатель Зеленодольского объединенного Совета народных депутатов. С 1999 г. - заместитель премьер-министра – министр экономики и промышленности Республики Татарстан.

Швецов Владимир Александрович
Заместитель премьер-министра – министр транспорта и дорожного хозяйства
Родился 3 июля 1955 г. в Новгороде. В 1977 г. окончил Казанский инженерно-строительный институт по специальности "инженер путей сообщения". Кандидат экономических наук.
Работал мастером, прорабом, старшим прорабом, главным инженером СУ-930, начальником СУ-928, управляющим трестом, генеральным директором АО "Камдорстрой" (1977-1995 г., Набережные Челны). В 1995-1996 гг. - заместитель премьер-министра РТ, председатель Госкомитета РТ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 1996 г. - заместитель премьер-министра РТ.

Бариев Марат Мансурович
Министр по делам молодежи и спорту
Родился 9 июля 1961 г. в Казани. В 1984 г. окончил Казанский авиационный институт по специальности "инженер-механик", в 2000 г. – Казанский ГУ по специальности "юрист".
Работал инженером-конструктором КАПО им. С.П.Горбунова (1984-1986 гг.), с 1986 г. – на комсомольской работе. С 1991 по 1994 г. являлся председателем правления фонда молодежи Ленинского района Казани. С 1994 г. – председатель Государственного комитета РТ по делам детей и молодежи.

Васильев Валерий Павлович
Министр земельных и имущественных отношений
Родился 18 ноября 1947 г. в р.п. Лаишево Лаишевского района. В 1970 г. окончил Казанский сельскохозяйственный институт по специальности "инженер-механик".
Работал инженером-механиком ОКСа управления сельского хозяйства, главным инженером совхоза "Волжский", председателем колхоза "Путь Ильича", директором совхоза "Россия" Лаишевского района (1971-77 гг.). С 1977 г. – на партийной и хозяйственной работе в Лаишевском, Рыбнослободском районах и Казани, с 1995 г. – начальник Контрольного управления Президента Республики Татарстан. С 1996 г. – министр сельского хозяйства и продовольствия РТ, с 1999 г. – председатель Государственного комитета РТ по управлению государственным имуществом.

Власов Валерий Александрович
Министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Родился 20 сентября 1953 г. в Казани. В 1976 г. окончил Казанский авиационный институт по специальности "радиоинженер".
Работал инженером на Казанском авиационном заводе им. С.П.Горбунова (1976-77 гг.), после службы в армии – инженер КАПО им. С.П.Горбунова (1979-81 гг.), затем – инспектор, старший инспектор, начальник отделения ВМРиГО МВД РТ (1981-1993 гг.), начальник отдела военно-мобилизационной работы, гражданской обороны МВД РТ (1993-96 гг.). В 1996 г. был назначен министром по чрезвычайным ситуациям РТ. С 1997 г. - министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ.

Залялов Ринат Гиниятович
Министр связи
Родился 10 июля 1949 г. в с. Ура Балтасинского района Татарской АССР. В 1981 г. окончил Куйбышевский электротехнический институт связи по специальности "инженер электросвязи". Кандидат технических наук.
Работал монтером связи, старшим электромехаником, заместителем начальника, начальником Пестречинского цеха связи Казанского эксплуатационно-технического узла связи (1971-1979 гг.), начальником Арского ЭТУС ТАССР (1979-1986 гг.), начальником Казанской ГТС (1986-1993 гг.). С 1993 г. – министр связи РТ.

Захаров Борис Федорович
Министр труда и занятости
Родился 22 марта 1946 г. в с. Топоровка Сосновоборского района Пензенской обл. Окончил в 1970 г. Казанский сельскохозяйственный институт, в 1998 г. – Российскую государственную академию труда и занятости. Кандидат экономических наук.
Работал агрономом-семеноводом колхоза "Россия", главным агрономом совхоза "Красный Восток" (1970-75 гг.), директором совхоза им. Бутлерова Алексеевского района ТАССР (1975-1978 гг.), начальником производственного управления сельского хозяйства – заместителем председателя исполкома Алексеевского райсовета народных депутатов (1978-80 гг.). С 1980 г. – на партийной и советской работе в Бугульминском районе. С 1992 г. – глава администрации Бугульминского района и г. Бугульмы, председатель Бугульминского объединенного Совета народных депутатов. С 1996 г. – председатель Государственного комитета РТ по труду и занятости.

Зыятдинов Камиль Шагарович
Министр здравоохранения
Родился 10 июля 1951 г. в д. Алькеево Буинского района ТАССР. В 1978 г. окончил Казанский государственный медицинский институт по специальности "врач-хирург". Доктор медицинских наук.
Работал старшим ветеринарным техником колхоза "Рассвет" Зеленодольского района ТАССР, служил в армии (1970-72 гг.). После окончания института – врач-интерн городской больницы №9 г. Казани, затем – врач-хирург, травматолог, заведующий поликлиникой Буинской центральной районной больницы (1978-84 гг.), главный врач поликлиники №20 (1984-1989 гг.), главный врач городской клинической больницы №18 (1989-1994 гг.) Казани, главный врач Приволжского района Казани 91991-1994 гг.). С 1994 г. – министр здравоохранения РТ.

Мусин Роберт Ренатович
Министр финансов
Родился 16 апреля 1964 г. в Казани. В 1985 г. окончил Казанский финансово-экономический институт по специальности "экономист".
Работал ревизором-инспектором Министерства финансов ТАССР (1985-87 гг.), начальником планово-экономического отдела, заместителем генерального директора Татарского республиканского ПО "Татпошивобувьбыт" по экономике (1987-1992 гг.), управляющим чековым инвестиционным фондом "Доверие" (1993 г.), Управляющим Национальным инвестиционным фондом РТ (1993-94 гг.), президентом АОЗТ Управляющей компании национального инвестиционного фонда РТ (1994-96 гг.), президентом-председателем правления "Татфондбанка" (1996-97 гг.), первым заместителем министра финансов РТ – председателем правления "Ак-барс"-банка (1997-98 гг.). С 1998 г. – министр финансов РТ.

Новикова Клавдия Николаевна
Министр социальной защиты
Родилась 7 марта 1957 г. в с. Скопино Рязанской области. В 1979 г. окончила казанский химико-технологический институт по специальности "инженер-технолог".
Работала инженером-технологом, старшим инженером, заместителем секретаря парткома КАПО им. С.П. Горбунова (1974-87 гг.). В 1990-95 гг. являлась заместителем председателя Ленинского районного Совета народных депутатов г. Казани, в 1995-96 гг. – заместителем главы администрации Авиастроительного района г. Казани. С 1996 г. – министр социального обеспечения РТ.

Петров Борис Германович
Министр экологии и природных ресурсов
Родился 25 апреля 1956 г. в Казани. В 1978 г. окончил Казанский ГУ.
Работал старшим инженером Казанской гидрогеологомелиоративной партии Минводхоза (1978-1981 гг.), занимал ряд руководящих должностей в водохозяйственных структурах, в Госплане и Госэкономики ТАССР. С 1993 г. работал исполнительным директором Экологического фонда Республики Татарстан, затем – заместителем директора Департамента по управлению целевыми (внебюджетными) фондами при министерстве финансов РТ – директором Экологического фонда. С 1998 г. – директор Департамента по управлению целевыми (внебюджетными) фондами при министерстве финансов РТ.

Салабаев Альберт Михайлович
Министр юстиции
Родился 1 августа 1941 г. в г. Канаше Чувашской АССР. В 1970 г. окончил Казанский ГУ по специальности "юрист".
Работал упаковщиком склада универсальной базы (1958-60 гг.), после окончания Канашского финансового техникума и службы в Советской армии – и.о. инженера-экономиста завода электропогрузчиков в Канаше (1964-65 гг.). В 1965-1970 гг. являлся инспектором-ревизором, старшим инспектором отдела госдоходов Министерства финансов ТАССР, в 1970-1973 гг. – народным судьей Приволжского районного народного суда г. Казани, в 1973-82 гг. – членом Верховного Суда ТАССР. С 1982 г. – на партийной работе. С 1987 г. – министр юстиции РТ.

Салихов Хафиз Миргазямович
Министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества
Родился 5 сентября 1950 г. в с. Альметьево Сармановского района Татарской АССР. В 1974 г. окончил Казанский авиационный институт по специальности "инженер по радиоэлектронным устройствам". Кандидат физико-математических наук.
Работал инженером, начальником лаборатории Казанского высшего военного инженерного училища (1974-1989 гг.), генеральным директором хозрасчетного объединения "Центр услуг" (1989-94 гг.), директором агентства по развитию международного сотрудничества при Министерстве внешних экономических связей РТ (1997-98 гг.), директором агентства по развитию международного сотрудничества при Кабинете министров РТ (1997-98 гг.). С 1998 г. – министр торговли и экономического сотрудничества РТ.

Сафаров Асгат Ахметович
Министр внутренних дел
Родился 20 октября 1961 г. в д. Новый Шимбер Арского района ТАССР. В 1984 г. окончил Казанский ГУ, в 1999 г. – академию Федеральной службы безопасности. Работал следователем, старшим следователем Советского РОВД Казани (1984-87 гг.), старшим референтом отдела по административным органам Управления делами Совета министров ТАССР (1987-89 гг.), инструктором по административным органам отдела по работе исполнительных органов Совета министров ТАССР (1989-91 гг.). С 1991 г. – помощник Президента РТ, с 1995 г. – начальник службы безопасности Президента РТ. С 1998 г. – министр внутренних дел РТ.

Тарханов Ильдус Габдрахманович
Министр культуры
Родился 18 января 1950 г. в с. Кутлушкино Чистопольского района. В 1975 г. окончил казанский институт культуры.
Работал слесарем-инструментальщиком Чистопольского часового завода (1967-68 гг.), методистом Чистопольского районного Дома культуры (1968 г.). В 1968-70 гг. служил в СА. После окончания института в 1975-1983 гг. работал заместителем директора Дома техники и культуры, директором объединения кинотеатров г. Лениногорска. С 1985 г. – заведующий отделом культуры исполкома Набережночелнинского городского Совета народных депутатов, исполнительный директор по культурным связям корпорации "Евроазиатский континент", г. Набережные Челны. В 1993-99 гг. – заместитель министра культуры РТ. С 1999 г. – министр культуры РТ.

Харисов Фарис Фахразович
Министр образования
Родился 3 января 1956 г. в Янаульском районе Башкирской АССР. В 1979 г. окончил Казанский государственный педагогический институт по специальности "учитель татарского, русского языков и литературы". Доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской Академии образования.
Работал учителем физкультуры Асавдыбашской восьмилетней школы Янаульского района Башкирской АССР (1973-74 гг.), учителем истории Большешинарской средней школы, заместителем директора Большенырсинской средней школы, директором Узякской средней школы Сабинского района Татарской АССР, директором средней школы №2, директором татарской гимназии №5 г. Казани (1979-1995 гг.), заведующим отделом образования администрации Авиастроительного района г. Казани (1995-97 гг.). С 1997 г. – министр образования РТ.

Хуснуллин Марат Шакирзянович
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Родился 9 августа 1966 г. в Казани. В 1990 г. окончил Казанский финансово-экономический институт по специальности "экономист".
Работал лаборантом обслуживания опытных установок Казанского финансово-экономического института (1983-84 гг.), после службы в армии – лаборант ТСО Казанского финансово-экономического института (1986-87 гг.), затем – главный бухгалтер, председатель кооператива "Темп" (1987-1995 гг.), генеральный директор ООО "Интерпластсервис" (1995-97 гг.), генеральный директор ООО ТПФ "Ак барс" г. Казани (1997-2000 гг.). С 2000 г. – директор по материально-техническим ресурсам и инвестициям – заместитель генерального директора ПЭО "Татэнерго".

ХРОНИКА

24 мая 2001 года состоялся визит в Татарстан полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко, посвященный вопросам работы судебно-правовых органов. Первые российские удостоверения нового образца получили в этот день председатель Высшего арбитражного суда РТ Рашид Салахов и два его заместителя Наиль Латыпов и Юсуф Сахапов.
С. Кириенко подчеркнул, что казанская юридическая школа - одна из сильнейших в Российской Федерации, не зря здесь расположен федеральный Арбитражный суд Поволжского округа.
Также с участием Сергея Кириенко в Казани прошло заседание совета руководителей органов ФСБ РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа. На нем были рассмотрены вопросы координации деятельности территориальных органов ФСБ России по "контрразведывательному сопровождению" приоритетных государственных экономических программ и инвестиционных проектов. В рабочей поездке Сергея Кириенко сопровождал главный федеральный инспектор по РТ Марсел Галимарданов.

1 июня 2001 года в Казанском Кремле прошло заседание Совета безопасности РТ, на котором рассматривалась текущая ситуация в ОАО "КамАЗ". У предприятия сложились долги в бюджеты всех уровней, прогнозные показатели по итогам четырех месяцев 2001 года не выполняются.
"Если мы еще раз попадем в долговую яму, заявил Минтимер Шаймиев, то уже никто не спасет". С докладами выступили заместитель Премьер-министра РТ - министр экономики и промышленности Сергей Когогин и генеральный директор ОАО "КамАЗ" Иван Костин. За четыре месяца 2001 года товарной продукции выпущено на 5092,3 миллиона рублей, грузовых автомобилей - 6965, легковых - 11750, что составляет 85 и 98 процентов от плана соответственно. Новой техники выпущено на 45,8 миллиона рублей - 28 процентов от плановых показателей. По мнению специалистов, слабый сбыт готовой продукции, неразвитость дилерской сети в российских регионах приводят к затовариванию складов готовой продукцией, вымыванию оборотных средств, росту долгов в бюджеты всех уровней и несвоевременной оплате потребления энергоносителей.
Между членами Совета безопасности республики, по словам его секретаря, и руководящим составом КамАЗа было достигнуто полное взаимопонимание.

9 июня 2001 года полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, побывавший в Казани, сообщил журналистам, что на днях передал Владимиру Путину справку о том, что процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным практически завершен.
Отвечая на вопрос о его личном отношении к тому, что целый ряд федеральных законов противоречит Конституции Российской Федерации, С.Кириенко подчеркнул, что их также надо приводить в соответствие. При этом он отдал должное татарстанским юристам, которые в рамках работы согласительной комиссии передали перечень таких законов. "В данном случае, когда необходимо менять федеральное законодательство, мы ждем инициативы именно от субъектов Федерации"- ответил С.Кириенко.

15 июня 2001 года в интервью "Интерфаксу" президент РТ М.Шаймиев сообщил, что республика переходит на европейские стандарты. Евростандарт и высокие технологии будут внедряться не только в сфере промышленного производства, но и в системе образования, в медицине и других отраслях, включая процесс подготовки и переподготовки кадров. "Соответствие евростандартам позволит сделать Татарстан политически развитым регионом, с прочными традициями демократии и многопартийности, соответствующей правовой базой, опирающейся на мировой опыт," - подчеркнул М.Шаймиев.
Отдельная программа будет осуществляться руководством республики в демографической политике, в экологии и в системе образования.

21 июня 2001 года в Казани состоялась торжественная церемония, во время которой Казань официально была признана полноправным членом Организации городов всемирного наследия, а Казанский Кремль вошел в реестр сокровищниц мира. Соответствующие сертификаты и документы вручили Президенту РТ М.Шаймиеву и мэру Казани К.Исхакову заместитель генерального директора ЮНЕСКО Мунир Бушенаки и директор Регионального отделения городов Восточной и Западной Европы Организации городов всемирного наследия Каталин Киш. По такому случаю на кремлевской стене были установлены и торжественно открыты памятные знаки, а во флагштоки мэрии и Кремля вставлены флаги ЮНЕСКО и Центра всемирного наследия.
Решение о включении историко-архитектурного комплекса Казанского Кремля в Список всемирного наследия было принято 30 ноября прошлого года 24-й сессией Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, однако сертификат, согласно которому Казанский кремль стал одним из 690 объектов культурного достояния планеты, был передан на церемонии в Казани. М.Шаймиев заявил, что свершившееся событие - огромный подарок Татарстану и его столице к 1000-летию Казани.

28 июня 2001 года на территории "Казанской ярмарки" впервые открылась специализированная выставка "Кони мои, кони", на которой были представлены чистокровные породы лошадей из Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Калининградской области, Кирова, Нижнего Новгорода.
Эта выставка - третья по счету: в 1999 и 2000 годах коневоды собирались в Москве и Санкт-Петербурге. В Татарстане существует программа, предусматривающая создание племоферм, ипподромов не только в столице, но и в районах. К примеру, частный предприниматель Радик Шайхиев содержит 15 лошадей, три из них он представил в Казани.

В начале июля 2001 года в парламенте Татарстана прошло жаркое обсуждение выдачи паспортов нового образца гражданам Татарстана. Еще в 1997 году в Татарстане была приостановлена выдача паспортов гражданам, т.к. паспорт нового образца был российским и совсем не татарским. После долгих обсуждений, кампаний в местной прессе и пр., между федеральными и татарстанскими соответствующими органами было достигнуто компромиссное соглашение. В начале июня 2001 г. населению начали выдавать российские паспорта с непронумерованными татарстанскими вкладышами.
Но на сессии малого парламента депутаты, возмущенные тем, что главный федеральный инспектор РФ по РТ Марсел Галимарданов своей властью разрешил выдавать в республике паспорта двух видов - с вкладышем и без оного, снова подняли этот вопрос. Заместитель министра внутренних дел Рафил Нугуманов сообщил, что будет выдавать такие паспорта, какие скомандуют, и что в Башкортостане президент принял волевое политическое решение выдавать на своей территории паспорта только со вкладышем.
Депутат Сергей Осколок призывал противостоять "проискам" федерального инспектора и выдавать гражданам вкладыши, независимо от их желания. Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, заявил, что форма паспорта с вкладышем - это выстраданный документ, и надо выдавать паспорта с татарстанским вкладышем всем гражданам республики, независимо от их национальности.

11 июля 2001 года Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин встретился в Нижнем Новгороде с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко.
Во время встречи обсуждались вопросы, связанные с приведением законодательства Республики Татарстан в соответствие с федеральным. Особое внимание было обращено на республиканские законы, регулирующие работу местных органов власти и самоуправления. По мнению Фарида Мухаметшина, поскольку на федеральном уровне до сих пор нет четкой концепции развития местного самоуправления, неразумно что-либо менять в законодательстве Татарстана, поскольку за последние годы в республике сформировалась достаточно цельная система функционирования органов власти, ближе всего стоящих к людям. Кстати, эту позицию поддержали в прошлом году эксперты Приволжского округа, работающие в согласительной комиссии. В итоге Ф.Мухаметшин и С.Кириенко достигли договоренности о том, что Государственный Совет Татарстана выходит на федеральный уровень с согласованной инициативой-предложением: предоставить республике возможность продолжить работу в этом направлении в режиме эксперимента.
Во второй половине дня Председатель Госсовета РТ вылетел из Нижнего Новгорода в Москву, где вечером встретился с руководителем Администрации Президента РФ Александром Волошиным. На этой встрече разговор шел в основном о тех же вопросах.

В середине июля 2001 года Правительство РФ одобрило федеральную программу социально-экономического развития Татарстана, которая предусматривает дальнейшее наращивание налоговой базы республики. В основе этого лежит увеличение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства. Минтимер Шаймиев в интервью "Интерфаксу" сообщил, что программа охватывает период с 2001 до 2006 года и связана прежде всего с вхождением Татарстана в единое финансовое и налоговое поле РФ. В соответствии с ней объем промышленной продукции в 2006 году составит 280 млрд. рублей. Валовой сбор зерна должен составлять не меньше 4 млн. тонн в год.
"При успешной реализации программы налоговые отчисления в центр в 2006 году достигнут 36 млрд. рублей. Эту программу можно без всякого преувеличения назвать общероссийским бизнес-проектом с высокой степенью эффективности. При этом мы будем добиваться роста уровня жизни населения республики", - заключил М.Шаймиев.

17 июля 2001 года Минтимер Шаймиев принял участие в пресс-конференции, которая прошла в центральном офисе "Интерфакса" в Москве. В частности, он сказал, что необходимо вести работу по приведению законов Российской Федерации и актов федеральных органов власти в соответствие с российской Конституцией и сообщил, что уже предложено внести изменения в 23 федеральных закона, которые по своей сути вторгаются в сферы ведения регионов. М.Шаймиев сослался на Конституцию РФ, где предопределены устои государства и где зафиксирован принцип разграничения полномочий путем принятия как федеративного договора, так и иных договоров. "Если говорить о договоре, заключенном между федеральным центром и Татарстаном, то он навсегда", - подчеркнул М.Шаймиев.

Летом 2001 года президент Татарстана М. Шаймиев подписал указ, согласно которому отраслевые отделы и управления местных администраций трансформировались в территориальные органы республиканских министерств. При этом они сохранили и подчинение "по горизонтали", то есть остались подконтрольны главам местных администраций, входят в схему управления районов и городов. Кроме того, руководители территориальных органов государственного управления будут назначаться на должность по представлению глав администраций.
Также был подготовлен проект нового закона "О кабинете Министров Республики Татарстан – правительстве Республики Татарстан", утверждены положения о министерствах РТ и их территориальных органах, подготовлены изменения в законы о местных органах государственной власти и управления, о местном самоуправлении.

В июле 2001 года обострился конфликт между РАО "ЕЭС" и тремя региональными энергетическими компаниями - "Башэнерго", "Иркутскэнерго" и "Татэнерго", которые отказались платить абонентскую плату. РАО "ЕЭС" в этой связи обращалось и в Федеральную энергетическую комиссию, и в Генеральную прокуратуру. Директор ПЭО "Татэнерго" Ильшат Фардиев сообщил, что между РАО "ЕЭС" и "Татэнерго" нет договора об абонентской плате, а есть только договор об оказании услуг со стороны РАО и по транзиту электроэнергии по сетям "Татэнерго". Также "Татэнерго" не согласилось с теми суммами, которые им выставило РАО. Правительство Татарстана пыталось договориться с руководителями РАО "ЕЭС" о приемлемой абонентской плате, найти компромиссный вариант, но РАО предпочло обратиться с исками в суд.

30 августа 2001 года в Татарстане отмечался День республики и 11-я годовщина принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана.

3 сентября 2001 года казанское метро приняло первых пассажиров (почетных гостей и журналистов). Вообще-то горожане смогут воспользоваться услугами метрополитена лишь в 2005 году, а пока завершена проходка первого перегонного тоннеля между станциями "Площадь Тукая" и "Суконная слобода" длиной 1182 метра.

В начале сентября 2001 года было подписано соглашение о сотрудничестве в топливно-энергетической сфере между Татарстаном и Москвой. В церемонии подписания принимали участие Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов и генеральный директор холдинговой компании "Татнефть" Шафагат Тахаутдинов. Соглашение было разработано в рамках договора между Татарстаном и Москвой, подписанного в 1996 году Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и мэром столицы России Юрием Лужковым. Это соглашение, по оценке Президента Татарстана, позволяет быть уверенным в том, что республика остается активным участником московского топливного рынка.

17 сентября 2001 года состоялось заседание Кабинета Министров РТ, посвященное вопросам санитарно-экологического состояния и вспышке холеры в Татарстане.
С середины июля до середины августа в Казани было выявлено 52 больных холерой и 18 вибриононосителей. Среди пострадавших - 37 детей. Также холера появилась и в двух районах Татарстана. Причиной заболевания стало озеро в Азино (Советский район г. Казани).
Основная проблема, как заявила главный санитарный врач Казани Нина Пигалова, это канализация и водопроводные сети, санитарно-техническое состояние которых неудовлетворительно. Прокурор РТ Кафиль Амиров сообщил, что в азинское озеро в течение двух суток стекала зловонная река из канализационного коллектора. В конце концов аварию устранили, но в нарушение действующих правил санитарные врачи не проверили состояние воды и близлежащей территории. О выплате компенсации переболевшим холерой речь не шла, т.к., по словам главного санитарного врача Казани, "люди сами должны заботиться о своем здоровье, а не лезть купаться в каждую канаву".

20 сентября 2001 года на заседании Госсовета Республики Татарстан проходила работа по дальнейшему приведению законодательства РТ в соответствие с федеральными нормами. Перед зданием парламента в этот день стояла группа граждан с плакатами, нелицеприятно характеризующими республиканского прокурора Кафиля Амирова, по долгу службы призванного требовать приведения татарстанского законодательства в соответствие с российским. Обсуждались законы "О недрах" и "Об экологической экспертизе".

24 сентября 2001 года правительство Татарстана рассмотрело и в целом одобрило концепцию развития нефтехимического комплекса РТ на период до 2015 года.
Премьер-министр Рустам Минниханов, пытаясь расшевелить дремавших министров, попросил охладить зал заседаний до +15. После этого и приступили к обсуждению важных вопросов. Для Татарстана нефть -основа экономики, республиканский бюджет в сильной степени зависит от платежей "Татнефти".
Было предложено три варианта развития отрасли. Первый - базовый. Это минимальные объемы бурения и добычи нефти, не более 18-19 млн. тонн в год. Такое могло бы случиться, например, при резком падении цен на нефть. По второму варианту (большие объемы бурения и применение методов повышения нефтеотдачи) отрасль развивалась в последние два года. Этот прогноз позволял удержать добычу на уровне 26-27 млн. тонн. Третий вариант (еще большее бурение и активное применение новых технологий добычи) был возможен при росте цен на нефть, привлечении инвестиций, дифференцированном налоговом обложении. Тогда республика могла бы рассчитывать на 30 млн. тонн нефти в год.
Генеральный директор - главный геолог ОАО "Татнефть" Раис Хисамов попросил премьер-министра пролоббировать через татарстанских депутатов в Госдуме России льготный налог на добычу полезных ископаемых, выделение льготных кредитов на бурение и техническое перевооружение бригад по капитальному ремонту скважин. У местных властей главный геолог попросил введения дифференцированного налогообложения для нефти, добытой из нерентабельного фонда скважин, из скважин, выведенных из бездействия. По словам Раиса Хисамова, сегодня в "Татнефти" убыточны 11 тысяч скважин, или 56 процентов. Премьер-министр главному геологу не очень поверил и высказался в том духе, что "…если кто и должен просить деньги, то это мы у вас, а не вы у нас".
От независимых (т.н. "малых") нефтяных компаний выступил генеральный директор ЗАО "Нефтеотдача" Альберт Шакиров. Только в 2000 году эти компании перечислили в бюджеты всех уровней более четырех миллиардов рублей, половина из них - в республиканскую казну. Одна из основных проблем малых компаний - нехватка буровых мощностей. Не до конца отрегулированы их взаимоотношения с "Татнефтью", которая оказывает малым компаниям сервисные услуги, ведет бурение, осуществляет транспортировку и экспорт нефти.

В начале октября 2001 года в Татарстане стартовал последний этап акции "Без лишних знаков". Началась она еще в 1998 году, когда сотрудники ГИБДД МВД Татарстана провели полную ревизию всех дорожных знаков республики, в результате чего были выявлены 523 "лишних" запрещающих знака. В рамках проведения предыдущего этапа этой акции были рассмотрены сотни предложений водителей по изменению места установки дорожных знаков.

В начале октября 2001 года глава парламента Татарстана Фарид Мухаметшин заявил, что он не согласен с критикой в адрес властей республики, принявших решение о переводе татарской письменности с кириллицы на латиницу. "Никакого сепаратизма в таком решении нет. Все страсти вокруг перехода на латиницу излишне политизированы", - заявил в интервью "Интерфаксу" Ф.Мухаметшин. Также он выразил недоумение по поводу желания Госдумы заняться регулированием правил правописания и письменности народов многонациональной России. "Думаю, что это неправильно - указывать из Москвы, какому народу каким шрифтом писать на своем родном языке. Это не дело и не полномочия федерального центра.", - сказал Ф.Мухаметшин.
Соответствующий закон Республики Татарстан был принят 15 сентября 1999 года, после того как на протяжении десяти лет его проект широко обсуждался и был одобрен всеми заинтересованными сторонами. До 1 марта 2001 года Правительство Татарстана должно было разработать и представить на утверждение парламента государственную программу РТ по введению латиницы, а с 1 сентября, с момента вступления закона в силу, во всех школах первоклассники должны были начать изучение татарского языка на основе новой графики.
Осенью 2001 года в Москве прошла достаточно заметная кампания, направленная против этого перехода. Так, в "Российской газете" под заголовком "Нам, татарам, не все равно" было опубликовано обращение известных всей стране представителей татарского народа, проживающих за пределами Татарстана, к народным депутатам РТ. Они призвали Госсовет РТ отказаться от перевода национальной письменности с кириллицы на латиницу, называя реформу "разрушительным процессом". В то же время, по сообщениям из Казани, многие из "подписантов" на следующий день после опубликования письма заявили, что и в глаза этого текста не видели.

17 октября 2001 года на своем расширенном заседании комиссия Государственного Совета по науке, образованию, культуре и национальным вопросам обсудила ход реализации республиканского Закона "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики".
Председатель постоянной Комиссии по науке, образованию, культуре и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев сообщил, что принятию закона предшествовало длительное обсуждение и консультации с компетентными организациями. К тому же языковой вопрос входит исключительно в компетенцию субъекта федерации. "Филологический вопрос внезапно превращается в политический: дескать, татары, отказываясь от кириллицы, собираются подорвать основы российской государственности. Да при чем тут графика? Мы в течение трехсот лет писали на арабском, и это не подрывало государственности. Даже император не покушался на алфавит, понимая, что народ пишет так, как ему привычно и удобно" - сказал Р.Валеев. Также он сообщил, что против перехода на латиницу были только "культовые деятели" Татарстана. Они пожелали вернуться к арабской графике.

В октябре 2001 года информационное агентство "Татар-информ" сообщило, что у "Татнефти" появился свой флот. Дружественный "Татнефти" московский нефтетрейдер "Корус-холдинг" в 2000 году купил второе по величине Волжское пароходство ("Волга-флот") и переоборудовал 23 сухогрузных судна в нефтеналивные.
Уже в навигацию 2001 года "Волга-флот" составил серьезную конкуренцию самарскому "Волготанкеру" - монополисту в бассейне Волги, перевезя более 1 млн. тонн нефтепродуктов. Речь идет о перевозках мазута, который нельзя транспортировать по трубопроводной системе с "Нижнекамскнефтехима" в Санкт-Петербург. Всего же "Корус" поставляет около 7 млн. тонн нефти в год на три уфимских НПЗ и, кроме того, владеет 22 автозаправками в Москве и области. По мнению аналитиков, владение собственным нефтеналивным флотом крайне выгодно и "Корусу", и "Татнефти", которая наращивает экспорт нефтепродуктов.

12 октября 2001 года Государственный Совет Республики Татарстан направил в Верховный Суд Российской Федерации кассационную жалобу на решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Татарстана, принятое 4 октября по гражданскому делу о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Конституции Республики Татарстан на основании заявления заместителя генерального прокурора РФ Александра Звягинцева.
Судебная коллегия по гражданским делам удовлетворила большую часть претензий заместителя генерального прокурора РФ, признав не действующими и не подлежащими применению отдельные нормы сорока одной статьи Основного Закона республики. Верховный суд не удовлетворил заявление по следующим нормам: пункт 5 статьи 111, часть 1 статьи 115, статей 124, 125, 126 (кроме части 1).
Судьи не приняли во внимание конституционный статус Татарстана как государства, а также Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и РТ, хотя, как известно, договорная практика не противоречит Конституции Российской Федерации.

12 октября 2001 года в общественной приемной полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе по Республике Татарстан прошла конференция, посвященная проблемам миграционной политики. Как сообщил Николай Владимиров (руководитель территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ в РТ), с 1992 года в территориальный орган Минфедерации России в РТ с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца обратились около 50 тысяч человек. На октябрь 2001 года на учете стояло около 9 тысяч человек, остальные сняты с учета по причине их обустройства и истечения срока действия статуса.
Основными регионами, "поставляющими" в Татарстан вынужденных переселенцев, являются Узбекистан, Казахстан и Таджикистан. Прибывают в основном татары, затем идут русские, чеченцы и представители других национальностей. В последние годы наблюдается тенденция к снижению количества прибывающих - если в 1994 году их было почти 12,5 тысячи, то в 2001 году - около 800 человек.
С 1992 года в республике построено или приобретено жилье для 182 семей переселенцев на сумму 23 миллиона рублей за счет средств России. Теперь финансирование этих программ уменьшилось. В 2000 году выделено лишь 300 тысяч рублей, а в текущем году ожидается 1,2 миллиона рублей, на которые можно приобрести 2-3 квартиры, хотя в списке очередников по республике - 350 семей.

17 октября 2001 года в газете "Известия" было опубликовано интервью президента Татарстана Минтимера Шаймиева. После террористических актов в США 11 сентября и последовавших затем "ударов возмездия" М Шаймиев счел необходимым заявить, что ислам сам по себе не может быть угрозой для общества, государства или других религий, а терроризм не имеет религиозного лица. Образованный человек, знающий тонкости Корана, никогда не будет радикальным.

В середине октября в Кабинете Министров Татарстана прошло зональное совещание по проекту бюджета республики на 2002 год.
При разработке первого варианта проекта бюджета-2002 при расчетах учитывалась прогнозируемая цена на нефть на мировом рынке в размере 22 доллара за баррель, но в связи с последними событиями в мире, связанными с конфронтацией между Америкой и Афганистаном, республиканский бюджет был скорректирован с учетом стоимости нефти в 20 долларов за баррель. Доходная часть консолидированного бюджета республики на 2002 год прогнозировалась на уровне 39,3 млрд. рублей. Из них налоговые доходы должны были составить 28,4 млрд. рублей, целевые налоги - 3,1 млрд., средства целевых бюджетных фондов - 6,1 млрд. рублей. По прогнозам, бюджет-2002 превысит бюджет-2001 на 31 процент, в том числе по налоговым доходам - на 43 процента. Если стоимость нефти на мировом рынке окажется ниже расчетных 20 долларов за баррель (на внутреннем рынке - 3285 рублей за баррель), то снизится ставка налога на добычу полезных ископаемых, что повлечет за собой серьезные изменения в налоге на прибыль, так как одним из главных налогоплательщиков по указанному налогу является АО "Татнефть.
Было сообщено, что расходная часть консолидированного бюджета-2002 прогнозируется в сумме 31,4 млрд. рублей - на 39 процентов выше прогнозного показателя нынешнего года. Бюджет был назван социальным. Расходы на социально-культурную сферу планируются в объеме 20,2 млрд. рублей, то есть почти на 40 процентов выше, чем в 2001 году. На содержание жилищно-коммунального хозяйства республики отводится 4,5 млрд. рублей, еще 700 миллионов должны были поступить в республику в соответствии с федеральными целевыми программами. Чтобы профинансировать расходы по всем статьям консолидированного бюджета, необходимо было не только обеспечить выполнение плана по доходам, но и покрыть прогнозный дефицит в объеме 2,3 млрд. рублей.

18 октября 2001 года завершился двухлетний срок, отведенный Госдумой России на приведение местных законодательств в соответствие с федеральным законом "Об общих принципах работы законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Местные наблюдатели в связи с этим отмечали, что признание российского закона может означать досрочный роспуск Госсовета РТ, т.к. вряд ли премьер-министр и главы районов сменят свою основную деятельность на депутатский мандат, а без них Госсовет РТ лишается кворума.

Во второй половине октября 2001 года депутаты Госсовета Татарстана возобновили работу по приведению республиканских законов в соответствие с федеральными. Между тем прокуратура республики направила президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву представление о признании парламента нелегитимным.
Первый заместитель прокурора республики Владимир Метелин сообщил, что Госсовет не привел в соответствие целый ряд правовых актов, и теперь по закону возможна процедура по признанию его нелегитимным. Также, вопреки принципу разделения властей, по-прежнему в парламенте заседают главы районных и городских администраций, глава президентской администрации и даже премьер-министр. Хотя вряд ли кто в республике считает роспуск Госсовета вероятным - тогда некому будет работать "над приведением".
Подходящий выход из создавшейся ситуации предложил Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) - выход Татарстана из состава Российской Федерации. Направлявшихся на сессию депутатов Всетатарский центр встретил пикетом с лозунгами вроде "Воля народа выше козней Путина".
2 ноября 2001 г. газета "МК в Татарстане" сообщила , что Верховный суд РТ удовлетворил иск прокурора республики, в соответствии с которым в ближайшее время из рабочих кабинетов Верховного и Арбитражного судов республики вынесут флаги и гербы Татарстана. Решения этих судов будут выноситься под российскими государственными символами. Помимо этого, оспорено положение татарстанского закона, по которому государственные символы республики "выражали суверенитет" Татарстана. В случае вступления этих решений в силу белый барс будет выражать лишь "самобытность народов республики".

В середине ноября 2001 года "Татнефть" обнародовала финансовые результаты за 9 месяцев 2001 года по российским стандартам бухгалтерского учета.Согласно неаудированной российской финансовой отчетности, выручка от реализации продукции за 9 месяцев 2001 года составила 71 221 738 тыс. рублей. По итогам 9 месяцев 2001 года выручка была 75 112 000 тыс. рублей.Себестоимость реализации продукции за отчетный период составила 47 240 950 тыс. рублей /46 348 887 тыс. рублей за 9 месяцев 2000 года/.Компания получила прибыль от продажи в размере 19 680 645 тыс. рублей /24 842 698 тыс. рублей за отчетный период 2000 года/.Прибыль до налогообложения составила 16 366 017 тыс. рублей /за 9 месяцев 2000 года этот показатель составляет 19 630 233 тыс. рублей/.Чистая прибыль по итогам трех кварталов составила 11 619 020 тыс. рублей по сравнению с 14 764 509 тыс. рублей за отчетный период 2000 года.

21 ноября 2001 года начала работу десятая пленарная сессия Госсовета Татарстана. Рассматривались вопросы об исполнении республиканского бюджета за 2001 год, проект закона о бюджетном устройстве и бюджетном процессе и бюджетное послание президента Минтимера Шаймиева.

3 декабря 2001 года президент Республики Татарстан подписал закон "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год". Подробнее с бюджетом Татарстана можно ознакомиться здесь.

5 декабря 2001 года в Казань прибыл министр обороны России Сергей Иванов. Глава оборонного ведомства, совершающий рабочую поездку по городам Урало-Приволжского военного округа, посетил предприятия, которые выпускают продукцию для нужд армии, в том числе Государственный институт прикладной оптики и Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова. Гостю показали стоящий на летном поле самолет Ту-214 и летающий вертолет "Ансат". В воздухе у машины отвалилась дверь, но пилот не растерялся и увел геликоптер подальше от столичного гостя. Российскому министру продемонстрировали и другие новые разработки предприятий оборонной отрасли республики. В тот же день в казанском кремле состоялась беседа Сергея Иванова с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым.

28 декабря 2001 года Председатель Госсовета Республики Татарстан Ф.Мухаметшин дал интервью ИА "Татар-информ". Он сообщил, что Государственным Советом РТ в 2001 году проведено 8 заседаний пленарных сессий и 7 заседаний постоянно действующего парламента. Было рассмотрено 354 вопроса, принято 68 законов, 398 постановлений Государственного Совета, проведено 14 заседаний президиума парламента, на которых рассмотрен 91 вопрос, принято 175 постановлений. Большая часть рассмотренных вопросов была связана с гармонизацией федерального правового пространства. Также подготовлены изменения Конституции Республики Татарстан.
С 1999 года по 1 декабря 2001 года Госсовет Татарстана получил 103 акта прокурорского реагирования на Конституцию РТ и 73 республиканских закона. Изменения были внесены в 31 закон, 17 законов были отменены. По итогам судебного разбирательства 34 республиканских закона были признаны противоречащими федеральному законодательству, и лишь по трем заявлениям прокурора РТ Верховный суд Российской Федерации поддержал татарстанских законодателей. Некоторые статьи Конституции РТ и закона о выборах народных депутатов Республики Татарстан были признаны недействующими, противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению, в связи с этим высказывались мнения о нелегитимности нынешнего состава татарского парламента. По мнению Ф.Мухаметшина, нынешний депутатский корпус должен доработать свой конституционный срок, а новый состав Госсовета будет избираться уже по новому закону о выборах, соответствующему федеральному законодательству. Но если решение о досрочных выборах депутатов и будет принято, то это будет решение представителей органов власти Татарстана (не федеральных!).

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Официальный сервер Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия РТ
Сервер Гражданской сети РТ, есть разнообразные ссылки
Официальная страница М.Шаймиева, в фотоальбоме есть дивные фотографии М.Ш. ("кормит лошадку", "любит кататься на лыжах" и т.д.)
Газета "Республика Татарстан"
Газета "Вечерняя Казань"
Газета "Казанское время"
Информационнное агентство "Татар-Информ"
Информационнное агентство TatNews.Ru
Обзор российской печати о Татарстане
Сайт "Идель-Урал"
Татарстан в Интернет
СМИ Татарстана
Сайт "Город Казань и его обитатели" (особенно лента новостей)
Геоинформационный сервер Поволжья
Наблюдения за жизнью города Казани (личный сайт Алексея Демина)
Казанский портал
Мониторинг законодательства Республики Татарстан
Журнал "Панорама-форум" (1995-1997)


[Начальная страница проекта] [Линки]  [Список округов с инспекторами]
[Общий список регионов] [Панорама]

InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network