--->

(by TRANSLATE.RU)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ
Парламентские партии, движения, объединения

Поиск по справочнику

3.2. ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

А/ К СОЦИАЛЬНОМУ РЫНОЧНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Путь к оздоровлении экономики СДПР видит в переходе к естественным для человека, саморегулирующимся рыночным отношениям. СДПР против "дикого" рынка, который как показала история, могут сотрясать жестокие кризисы.

СДПР стремится к тому, чтобы рынок стал социально ориентированным, а для этого он должен также регулироваться обществом и государством - преимущественно экономическими методами в условиях свободной правовой экономики.

СДПР рассматривает многоукладность (смешанную экономику) как естественное и оптимальное состояние национального хозяйства страны; при этом все уклады и сектора должны иметь обеспеченные Конституцией гарантии защиты, равные права и возможности развития; рынок же будет служить средством взаимодействия различных форм собственности и организации экономической деятельности в обществе.

Исходя из позиций социального партнерства, СДПР будет способствовать объединению усилий наемных работников и предпринимателей в целях достижения устойчивого развития и роста благосостояния общества, усилению позиций потребителей и достижению ими больших возможностей влияния на производство. Стороны общественной жизни, которые трудно оценить по критерию стоимости, (в т.ч. экология, социальная защита экономически слабых групп потребителей и др.) подлежат регулированию со стороны демократического государства.

Б/ РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ

СДПР исходит из признания полноправия народа и неотчуждаемости прав личности на самостоятельную интеллектуальную и хозяйственную инициативу: приоритет прав личности по отношению к интересам государства должен стать основой хозяйственной жизни демократической России.

В области социально-экономических прав это означает:

1. Должны быть созданы условия для реализации всеми гражданами права на получение возможности зарабатывать трудом, который они свободно выбирают; права на выбор профессии, рода занятий и места работы в соответствии с их способностями, профессиональной подготовкой и учетом общественных потребностей; права на достойные и обеспечивающие его максимальную эффективность условия труда; права на социальную защиту от безработицы, на социальное обеспечение в случае потери трудостпособности.

2. Всякий принудительный труд должен быть запрещен, кроме случаев, предусмотренных законодательством о чрезвычайном положении.

3. Работник имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное для обеспечения ему достойного существования.

4. Законом устанавливаются обязанности работодателей по обеспечению социальных прав и гарантий свободного и достойного труда, установленных Конституцией.

5. Законом определяются максимальная продолжительность рабочего времени, минимальный еженедельный отдых, минимальный оплачиваемый периодический отпуск, иные социально значимые условия осуществления права на отдых и социальные гарантии.

6. Законом обеспечивается свободное создание профессиональных объединений (союзов), не подлежащих регистрации в органах власти, для защиты экономических интересов работников, охраны их прав. Законом должны определяться обязанности государства и работодателей по отношению к профессиональным объединениям.

7. Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, возникающих между работниками и работодателями, должно регулироваться законом, а также коллективными договорами, не ухудшающими положения работника, установленного законом.

8. Должно быть конституционно признано право на забастовку.

Условия и порядок проведения забастовок должны быть определены законом.

СДПР настаивает на том, что при любых путях и способах проведения социально-экономических реформ как минимум не должны быть ущемлены уже имеющиеся социально-экономические права трудящихся.

В/ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Командно-административная система не в состоянии обеспечить устойчивое развитие общества. Демократизация экономики предусматривает переход от господства внеэкономического принуждения к преимущественно рыночным отношениям. Переходный период представляет собой преобразование сложившегося в экономике бюрократического механизма управления в социально-рыночный.

Одним из главных препятствий, затрудняющих переход к рыночной экономике, является все более усиливающийся разрыв между денежной массой и товарным покрытием. Социал-демократы отвергают социально-демагогические проекты изъятия необеспеченных товарами денег путем грабительских денежных реформ, тем более если они никак не связаны с преобразованиями в механизмах хозяйствования и отношениях собственности.

Главная причина безудержной эмиссии не покрытых товарами денег - дефицит госбюджета. Социал-демократы призывают обратить внимание, что, вопреки расхожему мнению, главный источник инфляции - не наличные деньги на руках у населения, а неудержимо разбухающая масса безналичного денежного оборота. Предстоит добиться решительного сокращения государственных расходов, среди которых в первую очередь надо выделить расходы на военный комплекс, органы госбезопасности, бюрократический аппарат, малоэффективные инвестиции, большинство дотаций убыточным предприятиям в разных отраслях, помощь диктаторским и марионеточным режимам.

Приближение к рыночному равновесию невозможно без высвобождения хозяйственной инициативы на всех уровнях и прежде всего в малом бизнесе, которое позволит увеличить предложение потребительских товаров повседневного спроса.

Значительную роль в связывании денежной массы могут сыграть также целевые займы у населения под товары длительного пользования (автомобили, компьютеры, видеотехника и другие предметы "дефицитного" ассортимента), продажа акций предприятий их работникам и всему населению, повышение процентных ставок по вкладам в сбербанках и разрешение частных вкладов в коммерческие банки.

Для оздоровления финансово-денежной системы возможно введение в оборот тех товаров, которые до сих пор у нас не являлись объектами обращения: земли, жилья, основных фондов предприятий производственной и непроизводственной сферы, некоторых видов военного имущества, применимых для гражданских нужд.

Мы считаем, что как программы, не содержащие механизмов перехода к рынку, так и программы, рассчитывающие на мгновенное включение рыночных механизмов - обречены на провал. Запуск механизма перехода к рынку не может обойтись без административных усилий правительства, пользующегося доверием большинства народа.

В различных предлагаемых в последнее время экономических программах мы обеспокоены недостаточной выраженностью внутренних импульсов к саморазвитию экономики, отсутствием в них механизмов противодействия захвату приватизируемой собственности номенклатурой и мафией. Мы обеспокоены также недостаточностью предусматриваемых мер по социальной защищенности граждан от негативных последствий начального этапа перехода к рынку, недостаточной проработанностью стабилизационного этапа.

В процессе осуществления переходного периода СДПР разрабатывает собственные альтернативные предложения по слабо проработанным или неудовлетворительно решенным вопросам экономической реформы. Указанные предложения обсуждаются на Съезде партии и служат основой для дальнейшего совершенствования и развития социал-демократической экономической программы действий.

Мы поддерживаем предложения других партий, общественных движений и отдельных граждан, соответствующие требованиям настоящей программы.

Г/ ПОЛИТИКА СДПР В ВОПРОСАХ СОБСТВЕННОСТИ. ПРИВАТИЗАЦИЯ

Основой экономической политики СДПР является признавние равноправия всех видов собственности: частной собственности, собственности объединений лиц, муниципальной и государственной собственности. Все собственники должны быть юридически равноправны и пользоваться одинаковой защитой закона.

СДПР отстаивает социальные функции собственности. Мы исходим из того, что собственник несет ответственность перед обществом за такое использование собственности, которое не должно наносить ущерба свободе, правам и достоинству человека, общественному благу.

Мы за то, чтобы собственник по своему усмотрению владел, пользовался и распоряжался принадлежащим ему имуществом.

Гражданам и юридическим лицам, включая правительственные и иные государственные учреждения, органам самоуправления должны быть предоставлены равные права на приобретение и использование собственности. Содержание и пределы права собственности и наследования должны быть устанавлены законом.

СДПР выступает за неприкосновенность собственности. Принудительное отчуждение собственности по мотивам общественной необходимости, надлежащим образом обоснованной и доказанной, может допускаться лишь при соблюдении условий и порядка, установленных законом, со справедливым и полным возмещением, обеспечивающим собственнику получение равнозначного дохода.

Не могут быть предметом частной собственности природные объекты (полезные ископаемые, водные ресурсы и пр.), владение которыми затрагивает жизненные интересы всех граждан и поэтому объединены понятием общенациональная собственность.

Общество заинтересовано в наиболее эффективном использовании всех форм собственности их владельцами, что обеспечивается системой законодательных актов. Необходимо создание такой системы налогообложения, чтобы каждая форма собственности функционировала с наибольшей эффективностью. Необходимым условием эффективного функционирования экономики является многоукладность.

В основе эффективного функционирования экономики должна лежать раскрепощенная предприимчивость и инициатива производителей.

В настоящее время подавляющая часть собственности по Конституции СССР объявлена принадлежащей всему народу, что является основной причиной отсутствия у человека чувства хозяина. Чтобы осуществить переход к рынку, необходимо создать собственников, хозяев средств производства. Процесс передачи отдельным гражданам тех ценностей, которые сейчас считаются общенародной собственностью, составляет сущность ПРИВАТИЗАЦИИ, которая является ядром всей экономической реформы.

Главными проблемами приватизации являются необходимость совместить предприимчивость и социальную защищенность, избежать коррупции и разгула спекуляции.

При приватизации убыточных и дотируемых предприятий могут устанавливаться преимущества в их приобретении для членов трудовых коллективов. СДПР считает возможной безвозмездную передачу или продажу на льготных условияхх трудовым коллективам, а в случае отказа последних - продажу с аукциона.

СДПР считает приоритетной в вопросе приватизации бесплатную передачу населению некоторой части стоимости основных фондов в виде сертификатов, являющихся средством для выкупа акций предприятий или непосредственного приобретения средств производства. В условиях снижающегося уровня жизни при переходе к рыночной экономике эта мера выступит также как фактор обеспечения прожиточного минимума.

Часть основных фондов должна поступить в свободную продажу и стать одним из источников стабилизации денежного обращения. Некоторая часть может быть передана в виде акций государственным и муниципальным органам на условиях, устанавливаемых законом. Дивиденды с акций, являющихся государственной и муниципальной собственностью, будут поступать в соответствующие бюджеты, что позволит снизить бремя налогов.

СДПР противодействует организации любых монопольных ассоциаций, в том числе возникающих на базе отраслевых министерств, выступает за принятие эффективного антимонопольного законодательства и проведение программы структурной демонополизации.

В процессе приватизации необходимо создать гарантии против чрезмерного усиления позиций иностранного капитала в экономике России.

Д/ ПОЗИЦИЯ СДПР ПО ПРОБЛЕМЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

Социал-демократы признают особое положение земли (ее верхнего плодородного слоя) как объекта собственности. Это связано с включенностью любого участка земли в глобальную экосистему, что исключает безответственное и бесконтрольное пользование землей. Ответственность при решении земельного вопроса для России определяется также копившимися в течение веков и до сих пор не разрешенными проблемами.

Социал-демократы поддерживают институт частной собственности на землю с правом владения, пользования и распоряжения (наследования, завещания, дарения, продажи, сдачи в аренду, обмена и т.д.). Наряду с приобретением земли в собственность путем купли каждый гражданин России должен иметь право на бесплатное получение земли в частную собственность в определенном законом размере из государственного фонда.

Эта возможность обеспечивается обширными пространствами неосвоенных и запущенных земель. Право собственности на землю должно ограничиваться исходя из соображений экологии, предотвращения чрезмерной концентрации земельной собственности, рационального землепользования.

В процессе перехода к новым земельным отношениям каждый житель сельской местности, если он пожелал выйти из колхоза и совхоза, должен получить право на бесплатный земельный надел того размера, который он в состоянии эффективно обработать, последующее расширение участка может осуществляться за счет купли, аренды и т.д. Социал-демократы настаивают, что продукты хозяйствования на земле не могут принудительно отчуждаться в какой бы то ни было форме от субъектов землепользования.

Государство (с помощью специального земельного банка) в переходный период должно предоставлять льготные кредиты на приобретение или аренду земли и средств производства, необходимых для сельскохозяйственного производства. Необходима разработка государственных программ поддержки создаваемых фермерских и крестьянских хозяйств, включая систему обучения желающих основам сельскохозяйственного производства.

Землепользование с несельскохозяйственными целями также должно основываться на рыночных отношениях. Свою цену должен иметь каждый участок земли. Продажа и аренда земли промышленным и другим несельскохозяйственным предприятиям и городским жителям должна осуществляться на основе соответствующего законодательства.

Е/ СВОБОДА ТРУДА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Главным элементом нашей программы является предоставление всем гражданам гарантируемых законом подлинно равных возможностей и права владеть собственностью, свободно распоряжаться своей рабочей силой, заниматься любым законным видом деятельности в индивидуальной или коллективной форме.

СДПР решительно выступает против любых форм принуждения к трудовой деятельности, считая их несовместимыми с основными правами человека. СДПР выступает за создание действительно свободного рынка труда, важнейшим условием формирования которого является обеспечение свободного передвижения рабочей силы в экономическом пространстве, для чего необходимы:

- отмена паспортной системы и прописки;

- скорейшее принятие цивилизованного закона о въезде и выезде из страны;

- скорейшее формирование рынка жилья;

- максимальное сокращение количества и площади зон с ограниченным режимом передвижений;

- недопустимость уголовного преследования за уклонение от трудовой деятельности;

- свободный доступ к информации о потребности в трудовых ресурсах.

СДПР считает своей задачей содействие принятию и реализации республиканской и местных программ поддержки развития свободного предпринимательства в России, что обеспечивает свободу выбора и для наемных работников. Местные организации СДПР и депутатские фракции должны оказывать прямую помощь и поддержку предпринимательству в реализации социально значимых задач: насыщении потребительского рынка, создании новых рабочих мест и др.

Действующее в обществе законодательство должно способствовать развитию свободного труда и свободного предпринимательства с тем, чтобы каждый гражданин, желающий заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом, мог без затруднений приступить к работе. Кооперативы и частные предприятия могут быть закрыты только по добровольному согласию владельцев или по решению суда.

Именно развитие свободного предпринимательства сможет, по нашему мнению, использовать для удовлетворения общественных потребностей ту инициативу, которая сейчас вынуждена искать выход в так называемой "теневой экономике". При этом будет изолирована криминальная ее часть.

СДПР добивается признания и законодательных гарантий свободы предпринимательства.

Право на предпринимательство (самостоятельную хозяйственную деятельность с целью извлечения прибыли) должно быть законодательно признано за частными лицами, и созданными с этой целью объединениями граждан, государственными предприятиями и предприятиями органов местного самоуправления.

Отношения между предпринимателями регулируются должны регулироваться договорами. Государство должно гарантировать право на свободное заключение договора и судебное разбирательство конфликтов, связанных с ними. Административное принуждение к заключению сделок должно быть запрещено.

Порядок и формы предпринимательской деятельности, создания союзов предпринимателей, обязанности предпринимателей по отношению к органам государства и местного самоуправления должны определяться законом.

СДПР выступает за упрочение в Российской Федерации принципов цивилизованного и культурного предпринимательства, что означает:

- Преследование законом коммерческой деятельности, несовместимой с добросовестной деловой практикой и направленной на устранение возможности свободной конкуренции или ее на существенное ограничение или на получение необоснованнных преимуществ над теми, кто действует добросовестно.

- Запрещение монополистической деятельности, имеющей целью или следствием ограничение либо устранение конкуренции и являющейся злоупотреблением доминирующим положением на рынке.

- Административное и уголовное реследование за недобросовестную состязательность, сговор о ценах, лживую или вводящую в заблуждение рекламу, которые наносят ущерб интересам граждан либо предпринимателей.

- Общество и государство защищают интересы потребителя.

Ж/ ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

СДПР исходит из доказанной историческим опытом гибельности для экономики как чрезмерного государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, так и ничем не ограниченного разгула рыночной стихии.

Государство регулирует развитие необходимых для общества отраслей и сфер жизнедеятельности, находящихся за пределами действия рыночного саморегулирования (экология и охрана окружающей среды, оборона в пределах разумной достаточночти, социальное обеспечение, демонополизация, смягчение последствий безработицы, инфляции и т.д.). Предприятия, остающиеся в государственной собственности, подлежат демократизации, в первую очередь в области управления, а также переводятся на коммерческий расчет (кроме фундаментальной науки, культуры, образования, здравоохранения, обороны, экологии и т.п.). Государственные предприятия включаются в процесс конкуренции с частными и коллективными предприятиями.

Именно ограничение государственного вмешательства в экономику строго определенными сферами и методами позволяет государству действительно играть регулирующую роль, которая в переходный период особенно велика. Государство должно способствовать проведению наиболее эффективного варианта перехода к рыночным отношениям.

Социал-демократия руководствуется ставшим уже классическим принципом: конкуренция - насколько возможно, регулирование - где необходимо.

Воздействие государства не должно наносить вред развитию предпринимательства. Возможные санкции против предпринимательства должны быть строго ограничены законодательством.

Прямое воздействие государства на экономику объективно ограничивается глубиной приватизации, когда в собственности государства остаются только крупные предприятия, связанные, главным образом, с добычей и переработкой некоторых видов сырья, заводы военной промышленности и производственная инфраструктура.

Вместе с тем должны развиваться методы косвенного, гибкого, достаточно мягкого регулирования. Директивное планирование должно быть заменено индикативным, прогнозированием и программированием, которые используются государством для стимулирования устойчивого развития общества и роста его благосостояния.

В течение переходного периода государство принимает меры, направленные на устранение дефицита, осуществление структурной перестройки экономики в пользу потребительского сектора, укрепление финансовой системы, борьбу с инфляцией и со злоупотреблениями монополий.

З/ К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ РЫНКУ ТРУДА

Одной из ключевых задач СДПР в социально-экономической области является обеспечение перехода от лозунговой "всеобщей и полной занятости" к цивилизованному и организованному рынку труда. Это включает согласование свободы предложения рабочей силы и свободы спроса на рабочую силу.

Программа СДПР направлена на обеспечение формирования через союзное и республиканское законодательство организованного рынка труда, что подразумевает следующее:

- наличие условий, обеспечивающих свободу труда (см. пункт "Е");

- свободу найма и увольнения работников всеми работодателями при обязательном соблюдении норм трудового законодательства, защите интересов граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

- свободное движение заработной платы и других законных видов доходов. Регулирование верхнего предела доходов только через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

Для осуществления этих целей должен быть создан специальный механизм, включающий следующие основные элементы:

- широкодоступную систему профессиональной ориентации, обучения и переподготовки;

- разветвленную сеть центров службы трудоустройства, в том числе общенациональный и местные банки данных о спросе на рабочую силу и ее предложении;

- специальные программы стимулирования роста занятости в трудоизбыточных районах, содействия трудоустройству отдельных групп населения, испытывающих в этом плане особые сложности (молодежь без основательной профессиональной подготовки, женщины, имеющие детей, инвалиды, лица, отбывшие срок заключения и т.п.);

- систему изучения и прогнозирования состояния общенационального и региональных рынков рабочей силы.

Социал-демократы считают, что можно выделить два периода развертывания рынка труда. На первом, переходном этапе, когда экономика выводится из кризисного состояния и создается многоукладное рыночное хозяйство, главной целью государственной политики в области занятости будет утверждение новых правовых, экономических и социальных условий использования трудовых ресурсов. Второй период будет характеризоваться стабилизацией рынка труда, завершением формирования разветвленной эффективной системы трудоустройтва, подготовки и переподготовки кадров, полной реализацией мер по социальной защите населения.

Необходимо немедленно приступить во всех регионах Российской Федерации к разработке и реализации специальных программ по созданию организационных и финансовых предпосылок для развития рынка труда в переходный период:

- службы занятости;

- систему гарантий и компенсаций работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией и ликвидацией предприятий;

- фонды занятости и пенсионные фонды;

- системы социальных выплат и социальных льгот;

- систему мер по защите труда женщин.

Важнейшим элементом рынка труда являются независимые профсоюзы, обеспечивающие защиту работников от произвола предпринимателей путем заключения коллективных договоров на взаимовыгодных и приемлемых для общественного развития условиях. Независимые профсоюзы участвуют в функционировании рынка труда, обеспечивая выгодные условия продажи наемными работниками своей рабочей силы.

СДПР отвергает длящуюся десятилетиями государственную политику тотального регулирования оплаты труда, которая подрывала мотивацию к труду и препятствовала осуществлению традиционного требования трудящихся - равная плата за равный труд. Мы считаем необходимым переход к преимущественно коллективно-договорному регулированию оплаты труда, выступая в перспективе за "солидарную" систему заработной платы, основанную на равном вознаграждении затрат равного количества и качества труда (оплата по труду). При этом другая часть доходов работника должна быть связана с коллективными результатами труда, т.е. определяться количеством и качеством не затрат, а продукта труда.

Признавая свободу найма и увольнения работников любыми работодателями, мы считаем необходимым ограничить ее. Недопустимы увольнения, не обоснованные нарушением работником условий трудового договора, проведением технологической модернизации производства. Во всех случаях увольнению должны предшествовать помощь работнику для повышения квалификации или переквалификации, штрафы за нарушение трудовой дисциплины (в случае индивидуалььного увольнения), или помощь предприятию с целью переквалифицирования, перепрофилирования и роста эффективности (в случае массового увольнения).

СДПР выступает за целенаправленную политику создания новых рабочих мест взамен высвобождаемых при структурной модернизации экономики.

Речь идет не о так называемых общественных работах с целью осуществления занятости ради занятости, и не об искусственном сохранении рабочих мест за государственный счет. Главным образом новые рабочие места должны создаваться в негосударственных секторах экономики при государственном регулировании этого процесса с использованием налоговых и кредитных льгот, целевых субсидий и т.п. Использование этих рычагов позволит обеспечить выполнение социальных требований к новым рабочим местам, которые должны быть выше оплачиваемыми, полнее отвечающими требованиям охраны труда, требующими более высокой квалификации, чем ликвидируемые.

Демонополизируемые, конверсируемые и приватизируемые предприятия госсектора, особенно в многоотраслевых населенных пунктах, должны вносить свой вклад в создание новых рабочих мест для высвобождаемых работников, способствуя тем самым сбалансированности хозяйственной деятельности в населенных пунктах и повышению качества жизни в них.

Целью социал-демократии является обеспечение высокого уровня занятости при рациональном использовании рабочей силы, человеческого труда, условий для повышения квалификации всех работников в условиях ускорения научно-технического прогресса, создание условий для личной самореализации людей в сфере труда, индивидуализация процесса труда, обеспечение социальных и правовых гарантий для всех граждан.

И/ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН

Важнейшей традиционной задачей социал-демократии является обеспечение высокого уровня социальной защищенности общества, социальных групп и каждого отдельного гражданина. Надежной гарантией социальной защищенности может быть только эффективная экономика, развитые институты гражданского общества и правового государства. При обеспечении этих условий специальные меры социальной защиты должны применяться только к группам и гражданам, по тем или иным причинам занимающим слабые позиции на рынке труда.

У нас, где рынок труда еще не сложился, на первый план выдвигается защита всех членов общества от произвола со стороны монопольного работодателя - государства. Переход к рыночной экономике также ставит под удар и требует мер защиты как для граждан, единственной собственностью которых является их рабочая сила, так и для нарождающегося слоя предпринимателей, не говоря уже о тех группах, которые либо вышли из процесса общественного производства, либо еще не включились в него (пенсионеры, молодежь и др.).

В этой связи СДПР прежде всего выступает за разработку и осуществление антиинфляционной программы не только как исходной основы перехода к рыночной экономике, но и прежде всего как системы мер, направленной на обеспечение буквально физического выживания общества "здесь и сейчас". Всему экономическому развитию необходимо придать антиинфляционный характер с тем, чтобы привести денежную массу в соответствие с товарной и обеспечить постепенное повышение покупательной способности рубля. Только полновесный рубль может стимулировать как эффективный наемный труд, так и предпринимательскую активность, повести к стабилизации экономики, заложить основу для повышения уровня жизни.

Трудности переходного периода заставляют нас мириться с сохранением и даже усилением административных элементов в процессе распределения основных средств жизнеобеспечения (различные формы рационирования потребительских товаров). Мы считаем, что такие меры могут быть эффективны только в условиях постоянного контроля как со стороны местных органов власти, так и самодеятельных организаций населения. Поэтому члены СДПР - депутаты местных Советов и активисты самодеятельных движений должны осознать свою повышенную ответственность.

Казенные профсоюзы, несмотря на свои попытки переменить фасад, настолько срослись с прежними государственными структурами, что уже не в состоянии осуществлять реальный контроль за нормированным распределением. Поэтому актуальной задачей социал-демократии является деятельность по содействию становлению и развитию независимых профсоюзных структур.

Наличие рынка труда предопределяет существование некоторого количества безработных. Согласно официальным данным, избыточная рабочая сила в экономике страны составляет приблизительно 8 %. При переходе к рыночной экономике количество высвобождающихся работников может достигать 10-15 %, а в случае использования "жестких" или "условно жестких" переходных сценариев - 20-30 %.

В связи с этим перед СДПР стоит задача обеспечить социальную защиту трудящихся от грядущей массовой безработицы.

В условиях формирующегося рынка среди традиционных мер социальной защищенности граждан СДПР считает наиболее важными следующие:

- выплата пособий по безработице, обеспечивающих прожиточный минимум;

- расширение объема временных, сезонных и надомных работ;

- гарантированное пенсионное обеспечение не ниже уровня прожиточного минимума;

- создание страховых фондов за счет отчислений от зарплаты работников и прибылей предприятий, а также бюджетных средств;

- организация общественных фондов, благотворительных столовых, пунктов выдачи одежды, странноприимных домов, бесплатного гарантированного минимума медицинского обеспечения наименее обеспеченных слоев общества.

Кроме того, в целях социальной защиты граждан целесообразным создание на всей территории республики бирж труда и других организаций, оказывающих населению бесплатные (или за символическую плату) услуги по трудоустройству и переквалификации. Биржи труда и другие аналогичные организации должны иметь статус благотворительных организаций с соответствующими льготами по налогообложению.

Параллельно могут действовать платные фирмы по переподготовке кадров и социальной адаптации населения, на которых не распространяется статус благотворительных организаций.

Основными источниками финансирования бирж труда и других организаций, занимающихся проблемами трудоустройства, являются:

1) Отчисления из государственного бюджета;

2) Налоги, уплачиваемые предприятиями и организациями за высвобождение работников без последующего их трудоустройства;

3) Целевые отчисления из доходов предприятий и организаций, стимулируемые налоговыми льготами;

4) Плата предприятий за выполнение заказов по трудоустройству, добровольные пожертвования и другие источники.

Социал-демократы считают, что за счет государства должен обеспечиваться необходимый минимум в развитии здравоохранения, образования и социального обеспечения. Услуги сверх такого минимума могут и должны предоставляться за счет личных средств граждан, а также средств предприятий, благотворительных организаций, страховых фондов и т.п. СДПР выступает за развитие системы персонифицированного социального страхования трудящихся.

СДПР помогает наемным работникам вступать в равноправные трудовые отношения с работодателями. В результате создания механизмов социальной защиты работника (с помощью партий и независимых профсоюзов), он сможет получать кроме зарплаты определенную долю созданной при его непосредственном участии прибыли. Участие в прибылях не только увеличивает доходы работника, но с снимает психологическое отчуждение от собственности, повышает его заинтересованность в результатах работы предприятия.

В результате проведения мероприятий по социальной защите граждан в стране будут созданы условия для развития среднего класса, покончено с дисквалификацией и обнищанием населения.

СДПР будет способствовать самоорганизации различных профессиональных групп, созданию различного рода корпораций и союзов с целью обеспечения взаимопомощи, поднятия уровня квалификации и возрождения профессиональной морали.

К/ К СПАСЕНИЮ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

Не замыкаясь в конкретных социально-политических реалиях, социал-демократы убеждены в том, что будущее человечества зависит от того, сохраним ли мы наш общий дом - Землю. Нельзя забывать, что любые экологические проблемы могут быть разрешены лишь в открытом, цивилизованном, демократическом обществе.

Коммунистический тоталитаризм проявил свою разрушительную сущность и в отношении к окружающей среде. Десятилетия хищнического природопользования вынуждают нас в виде первичной задачи выдвинуть принятие неотложных и масштабных мер по регенерации среды обитания.

Необходимо усовершенствовать или перепрофилировать загрязняющие среду предприятия.

Мы требуем материальной компенсации населению, проживающему в районах экологического бедствия, за счет виновников загрязнения.

Мы призываем к созданию государственных и региональных фондов для финансирования природоохранных мероприятий.

Мы убеждены в том, что новые проекты можно принимать к исполнению только при положительном заключении всесторонней и независимой экологической экспертизы.

Мы считаем необходимым осуществлять действенный контроль за состоянием среды обитания. К средствам такого контроля должен иметь доступ каждый гражданин.

Мы полагаем необходимым наделение органов местного самоуправления реальными правами и экономическими рычагами воздействия на характер хозяйственного освоения и использования территорий.

Мы понимаем, что в условиях экономического кризиса и хронического дефицита надо осторожно подходить к таким крайним мерам как закрытие предприятия. Предпочтение должно отдаваться прогрессирующей системе штрафов, сумма которых с каждым месяцем обостряла бы необходимость для собственника предприятия уменьшать загрязнение окружающей среды. Полученные средства направлять на реализацию экологических программ. В числе конкретных мер мы предлагаем осуществлять в масштабах всей страны:

1. Сокращение энерго- и водопользования. Налоговые льготы малоотходным технологиям.

2. Объединения различных экологических служб в одно ведомство.

3. Формирование материальной базы экологической службы.

4. Создание системы биомониторинга.

5. Создание экологических карт.

6. Создание программ экологического воспитания и образования.

7. Перевод транспорта на экологически более чистое топливо.

8. Создание системы содействия производству экологически чистых производств и безвредных товаров. Стимулирование и развитие экологически чистой энергетики.

9. Создание страхового фонда на случаи экологических аварий.

10. Создание математических моделей прогнозирования экологических ситуаций.

11. Просветительскую деятельность, экологическое образование всех слоев населения.

12. Создание чистых безотходных технологий производства.

Л/ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Сутью внешнеэкономической стратегии СДПР должно быть не проведение в жизнь какой-либо идеологии: либерализма, консерватизма или любой другой, а обеспечение максимально благоприятных условий для интенсивного развития экономики.

В области внешнеэкономической деятельности социал-демократия выступает за открытую рыночную экономику и органическую включенность страны в систему мирового хозяйства. Необходимо коренное преобразование экономических отношений с внешним миром для свободного движения идей, капиталов и рабочей силы.

В этих целях необходимо предпринять незамедлительные меры по:

а) повышению экспортного потенциала страны;

б) пересмотру торгово-финансовых отношений со всеми странами;

в) по привлечению и эффективному использованию иностранного капитала.

Устойчивой основой прочности международных экономических связей является увеличение экспорта. Мы выступаем за новую экспортную стратегию, направленную на повышение доли интеллектуальной продукции (патенты, лицензии, "ноу-хау"), машин и оборудования, наукоемких и трудоемких видов продукции, а также туризма в экспорте и валютных доходах страны. Особое значение с этой точки зрения следует придать конверсии оборонных предприятий, которой в основном надо придать экспортную ориентацию. В рамках новой экспортной стратегии, главным образом на первых порах, надлежащее место следует сохранить за традиционными валютно-доходными отраслями экономики (нефть, газ, некоторые виды других полезных ископаемых, лес, пушнина).

В то же время социал-демократы решительно выступают против многолетней практики расточительной продажи золота и алмазов для покрытия текущих нужд. Мы выступаем за импорт, соответствующий экспортным возможностям страны и обеспечивающий равновесие торгового и платежного баланса.

Мы стоим за коренной пересмотр торгово-финансовых отношений с зарубежными странами, разработку и внедрение нового торгово-финансового законодательства, упрощение практики лицензирования, введение эффективной системы таможенных тарифов.

Мы считаем необходимым создание благоприятных условий для ввоза иностранного капитала в страну, его активного участия в структурной модернизации нашей экономики, в особенности в пользу потребительского сектора. Необходимо создание правовых и экономических гарантий неприкосновенности иностранной собственности, свободного перевода прибылей, равно как и условий поощрения их реинвестирования для развития нашей экономики.

В то же время, по нашему мнению, недопустимо бездумное использование иностранных кредитов для покрытия текущих нужд, результатов безхозяйственной деятельности руководства СССР. Мы за полную гласность и требуем публикации всех данных о ходе и итогах внешнеэкономической деятельности.

СДПР убеждена, что эффективная внешнеэкономическая стратегия позволит уже сейчас сделать первые шаги на пути возврата в мировое сообщество.

Previous Page Page Top Next Page


"Панорама"

     



InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network