--->

(by TRANSLATE.RU)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ЛИДЕРЫ
Парламентские партии, движения, объединения

Поиск по справочнику

Б. Экономическая система России

7. Экономическая роль государства в процессе вывода российского общества из кризиса

Реформы 1990-1995 гг. отбросили страну на много десятилетий назад. Россия не впала в дикость и запустение только благодаря существованию созданных еще в советское время хозяйственных инфраструктур и безрассудному "прожиганию" невозобновляемых природных ресурсов, в чем нынешние руководители обвиняли советских лидеров и чему обещали положить конец.

Провозглашенные цели реформ не были достигнуты. Структурной перестройки экономики не произошло. Сложившийся в СССР промышленный и сельскохозяйственный потенциал разрушен, новые высокотехнологичные отрасли не возникли. Более того, уже существовавшие высокотехнологичные производства пали жертвой безответственно проводимой конверсии и демилитаризации экономики. В 1992-1994 годах российское правительство блистательно доказало, что не умеет управлять не только экономикой страны, но даже и предприятиями государственной собственности. В экономике происходит сползание к натуральному хозяйству.

В основе реформ находилась объективная потребность освобождения общества от устаревших политических и экономических форм, препятствовавших повышению эффективности экономики, высвобождению творческой политической и экономической энергии народа. Ошибки в выборе стратегии и тактики развития привели к тому, что не только не были устранены старые проблемы, но возникли новые, гораздо более серьезные.

Приравнивание цен к мировым (хотя и частичное) произошло за счет катастрофического падения отечественного производства и национальной валюты. Российский потребительский рынок оказался заполнен иностранными товарами с вытеснением отечественных производителей. Вместо общества цивилизованных предпринимателей возник хищнический, дикий "бизнес". В результате катастрофической имущественной дифференциации возникла социальная структура, характерная для самых бедных и самых отсталых стран мира.

Общество раскололось на абсолютное меньшинство сверхбогачей, занимающихся в основном банковско-спекулятивной деятельностью и обслуживающих другие социальные группы, и огромное большинство людей, жизненный уровень которых снизился в несколько раз.

Возникли социальные группы так называемых "новых русских", представляющих собой российскую разновидность компрадорской, ориентированной на Запад буржуазии. Традиционные для России значительные средние классы быстро размываются, подвергаясь люмпенизации. Это же относится и к рабочему классу, который быстро утрачивает квалификацию и люмпенизируется.

Все это усугубляется нравственной деградацией общества под влиянием так называемой массовой культуры, проповедывающей культ силы и денег, чему способствует разрушение систем образования, культуры и физической культуры. Утрачены объединяющие общество национальные цели.

Современный конфликт в обществе определяется столкновением интересов меньшинства, наживающегося на хищническом разграблении природных ресурсов, промышленного и интеллектуального потенциала страны, и интересов большинства населения страны, жизненный уровень которого стремительно снижается в результате разрушения всех сфер экономической и социальной жизни страны.

Стратегическими целями экономической политики по мнению РОС являются: преодоление глубокого кризиса страны, восстановление народного хозяйства и создание достойных условий жизни для каждого гражданина России. Повышение эффективности и развитие производства определяются не формой собственности, а профессионализмом тех, кто производством управляет, их восприимчивостью к научно-техническому прогрессу и прогрессу культуры, а также характером экономических и юридических отношений между собственностью и управлением.

Разрушение производительных сил общества, деградация науки, культуры и образования, угрожающие самому существованию страны, вызывают необходимость чрезвычайных восстановительных мер.

Россия может войти в XXI столетие только как мобилизационный тип государства, обеспечивающего концентрацию ресурсов страны для ее глубокой технологической перестройки.

Неизбежное в этих условиях повышение экономической роли государства соответствует и мировым экономическим тенденциям: государственное регулирование все больше усиливается как на национальном, так и на наднациональном уровнях при все снижающейся доле так называемого "свободного рынка".

РОС считает необходимым инвентаризацию народного хозяйства в целом и каждого предприятия в частности на предмет оценки уровня технологии, организации и рентабельности производства, конкурентоспособности продукции. Общество должно иметь представление о реальном состоянии экономики.

Необходимо пересмотреть все соглашения и договоры с другими странами и пролонгировать только те из них, которые соответствуют национальным интересам России; запретить правительству получение кредитов у зарубежных стран и банков без согласия всероссийских представительных органов власти.

Программа восстановления народного хозяйства должна обеспечивать селективный экономический рост через выборочную государственную поддержку отраслей промышленности и сельского хозяйства в соответствии со стратегией экономического развития страны.

Запрещается вмешательство государства в деятельность отдельных предприятий и компаний помимо той, которая осуществляется в установленном законом порядке уполномоченными на то лицами.

Экономические субъекты, пострадавшие от незаконного вмешательства государства, имеют право добиваться в судебном порядке возмещения потерь. Государство является равноправным субъектом экономической деятельности.

При том, что земля и труд в России не являются товаром, экономическая жизнь - продукт договорных отношений свободных субъектов в рамках существующего законодательства. Взаимоотношения наемных работников и работодателей характеризуются принципами партнерства и солидарности. Развитие профсоюзного движения и союзов промышленников и предпринимателей предполагает уменьшение роли государства в сфере трудовых отношений.

Борьба с бюрократизмом. Восстановление центральной роли государства в экономике не должно вести к ее новому полному огосударствлению. Вновь возникшие эффективные формы организации производства, особенно в сфере услуг, должны иметь право на существование и на поддержку общества.

Необходимо противодействовать бюрократизации и коррупции в государственном секторе, когда интересы социальных групп, занимающихся управлением экономикой, вновь начинают довлеть над общенациональными интересами.

Для предотвращения этой опасности необходимо стремиться к расширению самоуправления на региональном и местном уровнях. Вопрос заключается в выборе самой основы дальнейшего развития общества: через четкую централизацию, когда общество действует исключительно по командам сверху, или через сознательное участие всего общества, всех его членов в определении стратегии развития и ее осуществлении.

Развитие самоуправления не противоречит повышению роли государства. Экономическая самостоятельность личности, местных органов и регионов должны способствовать мобилизации всех ресурсов страны, прежде всего человеческих, на осуществление программ восстановления. Процветание всего общества и каждого его гражданина должно обеспечиваться не государством при пассивной роли граждан, а самими гражданами при поддержке и координирующей роли государства.

РОС исходит из того, что восстановление экономики должно опираться на национальные производительные силы, отечественные финансовые, производственные, научные и трудовые ресурсы. Иностранные капиталовложения возможны, но лишь при условии, что они содействуют осуществлению национальных целей России и не влекут за собой опасность утери политической и экономической независимости.

Средства для восстановления и расширения производства должны генерироваться внутри страны. Возможное снижение уровня потребления будет приемлемым лишь в том случае, если общество будет движимо общенациональной идеей возрождения России, оправдывающей и объясняющей необходимость определенных экономических жертв.

В силу уникальной структуры издержек производства и структуры потребления, несопоставимых с мировыми в силу особенностей природной среды, народное хозяйство России не имеет перспектив быстрого врастания в мировое хозяйство.

РОС считает необходимым отказ от концепций "вхождения в мировой рынок", "открытости" российской экономики, которые на деле предопределяют беззащитность России перед грабежом западных монополий.

Россия должна сосредотачиваться. Разница в условиях производства неизбежно создает объективную разницу между национальными и мировыми ценами и вызывает необходимость в разумном протекционизме.

РОС считает, что Россия должна добиваться своего законного места в международном разделении труда, но одновременно защищать свою валютно-финансовую систему от долларовой экспансии. Свободная конвертируемость рубля в нынешних условиях преждевременна.

РОС - это партия поддержки отечественного производства.

8. Структура экономических укладов и роль экологии

РОС считает неприемлемой для России ни административно-командную, ни стихийно-рыночную экономику. Ни государственное, ни частное производство не могут быть самоцелью. Целью должно быть только динамичное, высокоэффективное производство, способное обеспечить материальные потребности всего общества и дающее ему возможность распределять национальный доход между гражданами так, чтобы каждый член общества имел право на достойное человека существование.

Общественный характер труда, его глубокая специализация и кооперация предполагают использование прежде всего государственной и кооперативной форм собственности. В тех случаях, когда технология производства ограничивается возможностями отдельного человека, наиболее приемлема индивидуальная форма собственности (в сфере услуг, производства товаров широкого спроса, сельском хозяйстве).

Эффективная экономика предполагает оптимальное соотношение командно-планового государственного управления на высшем уровне национальных интересов и рыночного регулирования на уровне групповых и личностных интересов общества. Их соотношение может меняться, но приоритет общественных интересов над личными, общенациональных над групповыми является обязательным условием успешного развития.

Для повышения эффективности экономики и укрепления роли государства РОС считает необходимым содействовать укреплению трех основных укладов:

1. Государственный сектор - предприятия, находящиеся в полной государственной собственности, функционирующие в условиях директивного планирования и управления, государственного финансирования и гарантий сбыта произведенной продукции с жестким контролем за заработной платой, ценами и результатами финансово-хозяйственной деятельности (в части, определенной как государственный заказ).

Этот сектор обеспечивает основные национальные интересы, долгосрочное производственное накопление и научно-технический прогресс.

2. Смежный сектор, включающий предприятия со смешанной собственностью (акционерные общества с участием государства), работающие под государственным контролем и, отчасти, по госзаказам. Необходимо создание законодательства, гарантирующего участие представителей государства и трудовых коллективов в работе наблюдательных советов акционерных обществ, регламентирующего работу народных предприятий.

3. Частный сектор, который государство регулирует методами индикативного планирования и другими чисто экономическими методами.

Этот сектор обеспечивает за счет рыночного механизма удовлетворение текущих потребностей населения и использование предпринимательской энергии общества.

Их возможное соотношение по объемам производства на этапе достижения относительной стабильности: первые два сектора - 70-75 % от всего объема валового национального продукта (ВНП) и 25-30 % - для третьего сектора экономики. На начальном этапе восстановления экономики доля государства в ВНП может быть и значительно больше - до 90-95 %. Оптимальной для России может быть смешанная экономика с преобладанием народных предприятий.

Восстановление жесткой государственной дисциплины не предполагает автоматического восстановления прежней структуры управления. РОС будет приветствовать использование новых форм управления типа финансово-промышленных групп (ФПГ). Создание ФПГ должно происходить под конкретные программы и широкомасштабные инвестиции при обязательной активной поддержке государства.

Одновременно должна быть повышена роль министерства экономики с приданием ему таких же обширных распорядительно-координирующих функций, как и у соответствующих министерств развитых западных стран.

Стимулирование малого предпринимательства. Признавая равноправие форм собственности, РОС считает необходимым содействовать развитию мелкого частного предпринимательства, в том числе и через систему потребительской и производственной кооперации.

Характернейшей чертой патриота России является любовь к матери-Родине, земле, породившей его и его род, и к природе, взрастившей его, кормящей и дающей ему силы. Сохранение природы, предотвращение и ликвидация экологических загрязнений - важная общенародная и общегосударственная задача.

Служение Отечеству как высший долг, следование традициям наших предков способны примирить народы России с тяжелыми лишениями, необходимы для сохранения России, защиты всей Земли от экологической катастрофы, связанной с исчерпанием ресурсов планеты.

В то же время система ценностей западной цивилизации определяет все возрастающий уровень потребления материальных ресурсов человеческим сообществом, что уже привело к экологическому кризису на планете, выходом из которого может стать либо изменение ценностей западной цивилизации, либо решение ее проблем за счет других народов с дальнейшим их уничтожением и неминуемой гибелью всего человечества.

В связи с этим РОС рассматривает сохранение Русской (Российской) цивилизации, способной дать миру пример самоограничения, как шанс для спасения человечества в условиях надвигающейся экологической катастрофы.

Гармоничное сочетание культурных, социально-экономических и экологических потребностей (интересов) должно стать государственным ориентиром для любого правительства России в разработке Концепции возрождения России и последующего ее устойчивого развития. В процессе разработки такой Концепции в первую очередь должна быть оценена ресурсная емкость территории России, оформлена Концепция культурного пространства России (Концепция Русской цивилизации), минимальные уровни потребления, максимальные уровни вмешательства в сложившиеся экосистемы, определены потребности демографической, экономической, экологической и оборонной безопасности России, взаимные обязательства сопредельных стран.

Необходимо понимать, что безудержные требования неприкосновенности природы противоречат стремлению человека обустроить мир, а призывы ограничить деятельность жизненно важных промышленных предприятий ставят под сомнение возможность выживания людей в суровых природных условиях. При определении экологической политики РОС высшей целью является сохранение и развитие Российской цивилизации. Этот путь требует гармоничного сочетания развития различных производств, потребления природных ресурсов и сохранения биосферы, достаточной для сохранения биоразнообразия и поддержания человеческих поселений

РОС - это партия ответственных решений.

9. Стратегия и тактика экономических преобразований Аграрная политика

Подъем сельского хозяйства должен иметь приоритетное значение для возрождения экономики страны, для обеспечения продовольственной независимости России.

Первоочередное развитие сельского хозяйства обеспечивается государством за счет долгосрочной инвестиционной политики, льготного кредитования, ценового и таможенного механизма, других мер, объединенных в целевую национальную программу. Долги, формирующиеся за счет ошибок государственного управления сельским хозяйством, должны относиться за счет государства.

Государство обеспечивает приоритет закупкам отечественной сельскохозяйственной продукции перед импортом продовольствия.

РОС считает, что земля и ее недра являются общенародным достоянием. Земля предоставляется в постоянное пользование с правом наследования или в аренду. В собственность могут передаваться только приусадебные, дачные и садово-огородные земельные участки.

РОС считает недопустимым насильственное разрушение сложившихся товарных хозяйств и принудительную приватизацию. Сельскохозяйственным предприятиям должно быть предоставлено право самостоятельного выбора формы хозяйствования, оплаты труда и кооперации с обслуживающими, закупочными и перерабатывающими предприятиями. Производитель сельскохозяйственного сырья должен владеть основными производственными фондами по переработке продукции.

В целях поддержки различных форм хозяйственной деятельности на земле РОС будет поддерживать создание мощной базы производства малой сельскохозяйственной техники для фермерских хозяйств.

Розничная торговля на селе товарами народного потребления должна осуществляться с минимальными ценовыми надбавками.

Приватизация

Реформа отношений собственности должна исходить из четкого различия разгосударствления и приватизации. Если разгосударствление есть передача основных производственных фондов от государства коллективному или частному субъекту собственности, то приватизация является лишь одной из форм разгосударствления и сводится к передаче государственной собственности исключительно в частные руки.

Разгосударствление не составляет цели реформ, а может служить лишь как одним из средств быстрого и существенного повышения жизненного уровня всех слоев общества на основе высокой производительности труда. Разгосударствление и приватизация должны поэтому исходить из требований экономической целесообразности и общественной полезности.

При создании нового типа экономических отношений необходимо обеспечить сохранение мощного государственного сектора экономики: энергетика, оборонная, тяжелая и химическая промышленность, транспорт, связь, черная и цветная металлургия, трубопроводный транспорт, космическая инфраструктура, ядерный комплекс и другие объекты базовых системообразующих отраслей производства.

Приватизации и разгосударствлению не подлежат отрасли производств, формирующие предпосылки качественных скачков общественного производства на новые уровни научно-технического развития.

Учитывая, что приватизация в ее нынешней форме позволяет приобретать общественную собственность за бесценок, а также резко снижает стимулы к инвестированию в основные фонды, РОС полагает необходимым:

приостановить приватизацию, проанализировать результаты ее первого этапа;

создать нормативную базу для введения возможности деприватизации и национализации имущества, а также введения ограничений на приватизацию.

Внешнеэкономический протекционизм

Необходимо преодолеть сжатие внутреннего спроса и потери рынков сбыта отечественной продукции на территории прежнего СССР и за рубежом. Для этого надо активизировать спрос внутри России и проводить политику поощрения экспорта продукции российской промышленности.

В целях поддержки отечественного товаропроизводителя РОС считает необходимым:

1. Проведение протекционистской политики, не допускающей дальнейшего быстрого сближения внутренних и мировых цен на сырье и энергоносители.

2. Восстановление государственной монополии на экспорт энергетических и сырьевых товаров стратегического значения; продажа сырьевых ресурсов за границу только после удовлетворения внутреннего рынка.

3. Ликвидация необоснованных льгот в сфере внешнеэкономической деятельности; использование нетарифных ограничений импорта готовой продукции, в частности, с помощью жесткого контроля качества импортируемых продовольственных товаров и лекарственных средств; материально-техническое и профессиональное укрепление таможенных служб.

4. Стимулирование экспорта через:

предоставление предприятиям-экспортерам приоритета в импорте оборудования;

проведение последовательной государственной политики в сфере экспорта военной техники и вооружений, обеспечивающей экспортные кредиты, налоговые льготы и правовые гарантии отечественным экспортерам и необходимые гарантии покупателям российской военной техники;

развитие в регионах информационно-консультационных внешнеэкономических служб с компьютерными базами данных правовой и конъюнктурной информации об иностранных рынках;

создание региональной сети центров сертификации качества экспортных товаров по международным стандартам.

Финансовая и налоговая политика

Российский общенародный союз считает необходимым:

в протекционистском режиме укреплять отечественную банковскую систему при стимулирующем участии иностранных банков;

предельно ограничить обращение в России иностранных валют помимо банковской системы;

восстановить государственную монополию на производство и реализацию ликеро-водочной продукции, на продажу топливно-энергетических и сырьевых ресурсов с допущением выплаты комиссионных вознаграждений коммерческим структурам за более эффективное продвижение товаров на рынок;

расширить список подакцизных товаров за счет предметов роскоши в целях перераспределения налогового бремени с прямых налогов на косвенные и создания стимулов к росту производства и инвестиций;

ввести твердую конвертируемую национальную валюту параллельно рублю (возможно совместно с другими государствами СНГ) для вытеснения с внутреннего денежного рынка иностранных валют, для хранения сбережений населения и предприятий и необесценивающейся форме, и обеспечения надежности экономических расчетов государственных и частных инвестиционных и иных проектов, а также бюджетных расчетов;

ввести обязательное государственное страхование вкладов населения в коммерческих банках (до определенного уровня). Обеспечить безусловное обязательное резервирование депозитов коммерческих банков в Центральном банке России до 15-20 %.

Условием развития российской экономики в нормальных условиях является установление единого интегрированного налога для товаро- (услуго-) производящих производств не более 35-40 % от прибыли, установление запрета на государственном и региональном уровнях на введение дополнительных налогов, влияющих на ценообразование товара и превышающих 40 % рубеж интегрированного налога от прибыли.

Основным источником пополнения бюджета в стабильно развивающейся экономике должен быть дифференцированный налог с предприятий и организаций на выплаты на цели личного потребления. Однако вводить его следует после выхода экономики из кризиса, причем постепенно, начиная со ставки в 1 %.

Главная цель налоговой политики - стимулирование развития нового производства, новых технологий. При налогообложении предприятий любых форм собственности должны учитываться особенности их производства, климатического (географического) положения, государственные приоритеты развития экономики. Интегрированный налог снижается минимум в 2 раза по отношению к основному для конверсируемых и агропромышленных предприятий, для предприятий, имеющих исключительно важное государственное значение, но находящихся в тяжелом экономическом состоянии, либо предусматривается их полное освобождение от налогов на время выхода из состояния кризиса. Дестабилизированная (неравновесная) экономика не может иметь единой ставки налога.

В период кризиса для стимулирования прекращения спада производства и возрождения экономики следует незамедлительно отказаться от налогов как главного источника финансирования федерального бюджета. Прежде всего речь идет об отказе от налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль путем введения 100 % налоговых льгот на всю отечественную продукцию.

При отказе от основных фискальных налогов должны сохраняться регулирующие налоги и сборы. Более того, РОС считает необходимым поднять акцизы и прежде всего акциз на природный газ, увеличить ресурсные платежи, ввести ренту с земли, являющейся государственной собственностью. Последнее обстоятельство позволит, наконец, реально вовлечь землю в экономический оборот, откроет возможность неинфляционной эмиссии денежной массы для обслуживания нового рынка.

Ввести налог на операции с недвижимостью, что затруднит и спекуляции ею.

РОС - это партия эффективной экономики.

Previous Page Page Top Next Page


"Панорама"

     



InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network