(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Конституционный Суд

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Дело о проверке конституционности статьи 11-1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года

(о пограничном сборе)

Дело рассматривалось 15 октября 1997 первой палатой КС в составе председательствующего В.Г.Ярославцева, судей Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Л.М.Жарковой, А.Л.Кононова, Ю.Д.Рудкина, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева
Постановление N16-П от 11 ноября 1997
Особые мнения - Н.В.Витрук, А.Л.Кононов

В заседании участвовали:
Представитель главы администрации Хабаровского края как стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, - кандидат юридических наук А.Г.Певзнер,
представители Федерального Собрания Российской Федерации - кандидаты юридических наук А.И.Александров, Ф.С.Хейфец, И.Н.Шумский

Поводом к рассмотрению дела явился запрос главы администрации Хабаровского края о проверке конституционности положений статьи 11-1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".

Конституционный Суд установил:
19 июля 1997 года был принят Федеральный закон "О внесении изменения в статью 11-1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". При этом была сохранена прежняя редакция части первой статьи 11-1, согласно которой при осуществлении пограничного контроля взимается сбор за пограничное оформление. Согласно новой редакции части второй статьи 11-1 порядок взимания и размеры сбора за пограничное оформление, а также категории владельцев транспортных средств и грузов, иных лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты указанного сбора, устанавливаются Правительством Российской Федерации. По мнению заявителя, оспариваемые им положения не соответствуют статьям 8, 10, 15, 17, 27, 55 и 76 Конституции Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти разрабатывают и проводят налоговую политику в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации. С точки зрения принципа разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти введение и установление федеральным законодателем сбора за пограничное оформление не противоречит Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации не оценивает целесообразность введения тех или иных налоговых платежей.
Сбор за пограничное оформление, по сути, является налоговым платежом: он представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности; указанный сбор поступает в специальный бюджетный фонд.
Наличие этих признаков свидетельствует о том, что сбор за пограничное оформление по своей юридической природе подпадает под конституционное понятие "федеральные налоги и сборы", установление которых в соответствии со статьями 71 (пункт "з") и 57 Конституции Российской Федерации относится к полномочиям федерального законодательного органа.

Конституционный Суд признал положение части первой статьи 111 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" о введении налогового платежа (сбора за пограничное оформление) не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Положения части второй статьи 111 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" об отнесении к ведению Правительства Российской Федерации установления размеров сбора за пограничное оформление, а также категорий владельцев транспортных средств и грузов, иных лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты указанного сбора, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статье 57.
Положение части второй статьи 111 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" об отнесении к ведению Правительства Российской Федерации установления порядка взимания сбора за пограничное оформление соответствующим Конституции Российской Федерации.


"Панорама"

           


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network