(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Конституционный Суд

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Дело о проверке конституционности
статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе"

(о рекламе)

Дело рассматривалось 13 февраля 1997 года второй палатой КС
Постановление N 4-П от 4 марта 1997 года

В заседании участвовали:
Представители сторон, направивших запросы в КС: от Законодательного Собрания Омской области - кандидат юридических наук В.С.Карпунов, от Московской городской Думы - заместитель Председателя А.Н.Крутов. Представители Федерального Собрания РФ как стороны, принявшей оспариваемый акт, - кандидаты юридических наук П.В.Крашенинников и Н.М.Лаврова.

Поводом к рассмотрению дела явились запросы Законодательного Собрания Омской области и Московской городской Думы о проверке конституционности статьи 3 названного закона.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли ее положения Конституции РФ.

Конституционный Суд установил:
1. Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" законодательство РФ о рекламе состоит из данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, регулирования и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, издаваемых в соответствии с данным законом.
Московская городская Дума исходит из того, что законодательство о рекламе не упомянуто ни в статье 71 Конституции РФ (предметы ведения РФ), ни в ее статье 72 (предметы совместного ведения РФ и ее субъектов), и, следовательно, рекламная деятельность может регулироваться нормативными актами субъектов РФ. Поскольку статья 3 Федерального закона "О рекламе" не предусматривает возможность издания субъектами РФ нормативных актов по вопросам, урегулированным этим законом, заявитель полагает, что названная статья не соответствует Конституции РФ.
По мнению Законодательного Собрания Омской области, законодательство о рекламе относится к законодательству о культуре (как это определено Общеправовым классификатором отраслей законодательства) и поэтому в силу статьи 72 (пункт "е" части 1) Конституции РФ является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
2. Оспоренный закон регулирует правовые отношения по производству, размещению и распространению рекламы. В соответствии со статьей 4 реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. Эти отношения по своей природе являются гражданско-правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в данном случае предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы, и в соответствии со статьей 2 ГК РФ должны регулироваться гражданским законодательством.
Конституция РФ относит гражданское законодательство к ведению РФ (статья 71, пункт "о"); Следовательно, законодательство о рекламе, регулирующее гражданско-правовые отношения в сфере рекламной деятельности, не может находиться ни в совместном ведении РФ и ее субъектов, ни в ведении субъектов РФ, и они не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в этой сфере.
Таким образом, поскольку в статье 3 закона речь идет о нормативно -правовых актах, которые регулируют отношения, являющиеся предметом гражданского законодательства, данная статья соответствует Конституции РФ с точки зрения разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.
Использование общеправового классификатора отраслей законодательства для определения критериев отнесения правовых вопросов к той или иной отрасли законодательства является недопустимым.
3. Статья 8 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя называет гарантируемые в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В статье 74 Конституции РФ содержится запрет на установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Из этих конституционных положений вытекает обязанность государства по созданию и защите единого экономического пространства, единого рынка.
Согласно статье 2 Федерального закона "О рекламе" реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Данное определение свидетельствует о том, что реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок РФ и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования свободных рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка.
Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности и в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции именно федерального законодателя. Следовательно, статья 3 закона с данной точки зрения также не противоречит Конституции РФ.
4. Единство экономического пространства не может быть достигнуто без создания единой информационной системы рынка. В этом смысле реклама (рекламная информация) составляет основу такой информационной системы. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию закреплено в статье 29 (часть 4) Конституции РФ и относится к основным правам и свободам человека и гражданина, регулирование которых в силу статьи 71 (пункт "в") Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации. Права человека могут быть ограничены только федеральным законом. Следовательно, и в этом аспекте положения статьи 3 закона не противоречат Конституции РФ.
5. КС не вправе оценивать содержание статей закона, которые не были оспорены.
6. Если те или иные вопросы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы.

Конституционный Суд признал статью 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе", поскольку она распространяется на регулирование тех отношений в области рекламной деятельности, которые относятся к сфере гражданского законодательства и составляют основы единого рынка, соответствующей Конституции РФ.

Особое мнение - у судьи В.Д.Зорькина. В принятии решения не участвовал судья В.А.Туманов.


"Панорама"

           


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network