(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Конституционный Суд

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Дело о проверке конституционности
постановлений Верховного Совета Северо-Осетинской ССР
от 6 марта 1993 года "О программе комплексного решения проблемы беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, покинувших территорию Северной Осетии"
и от 26 марта 1993 года "О переговорах официальных делегаций Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики 18-20 марта 1993 года"

(о возвращении ингушских беженцев в Осетию)

Дело рассматривалось 16-17 сентября 1993 года
Постановление N 17-П от 17 сентября 1993 года

В заседании участвовали:
Представитель стороны, направившей ходатайство в КС: А.И.Коваленко - доктор юридических наук.
Представители стороны, издавшей оспариваемые нормативные акты: С.М.Кесаев - председатель Комитета по законодательству, законности, правопорядку и общественной безопасности Верховного Совета Северо-Осетинской ССР, А.М.Цалиев - доктор юридических наук, В.К.Козаев - народный депутат Северо-Осетинской ССР.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство группы народных депутатов РФ (С.Н.Андреева, Д.С.Ахтямова, Б.Б.Богатырева, И.В.Виноградовой, С.Ш.Джамалдинова, М.С.Тлехаса), в котором содержится требование признать названные акты не соответствующими Конституции РФ.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли пункты 6 и 7 постановления Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 6 марта 1993 года и пункт 3 постановления Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 26 марта 1993 года Конституции РФ с точки зрения закрепленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и республиками в составе РФ.

Конституционный Суд установил:
1. Рассматриваемые постановления Верховного Совета Северо-Осетинской ССР представляют собой правовые акты, выражающие волю высшего органа законодательной власти республики в составе РФ по поводу решения проблемы возвращения граждан, вынужденно покинувших территорию Северной Осетии вследствие имевшего место вооруженного конфликта. Эти акты устанавливают обязательные для исполнения правила, согласно которым должна осуществляться деятельность государственных органов и должностных лиц по подготовке и выполнению Программы комплексного решения указанной проблемы, предопределяют позицию делегации Северо-Осетинской ССР на переговорах с делегацией Ингушской Республики, а также пути и способы реализации достигнутых договоренностей и дальнейшего ведения переговоров.
В пункте 6 постановления от 6 марта 1993 года ВС Северо-Осетинской ССР, ссылаясь на мнение трудовых коллективов, Советов народных депутатов и их исполкомов, полагающих невозможным совместное проживание граждан осетинской и ингушской национальностей, поддерживает эту позицию и требует использовать в качестве основы на переговорах с делегацией Ингушской Республики вариант решения проблемы возвращения граждан Северо-Осетинской ССР ингушской национальности через создание новых поселений и компактное расселение в них указанных лиц. Согласно пункту 7 постановления реализация предложенного или другого согласованного варианта решения этой проблемы возможна лишь при условии официального заявления высших органов власти Ингушской Республики об отказе от всяких территориальных притязаний к Северо-Осетинской ССР.
Данные положения в пункте 3 постановления Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 26 марта 1993 года воспроизводятся уже не в качестве варианта, а как прямо указание делегации Северо-Осетинской ССР на переговорах с делегацией Ингушской Республики использовать их в качестве основы для реализации достигнутых договоренностей и дальнейшего ведения переговоров. При этом выдвинутые ранее условия возвращения граждан Северо-Осетинской ССР ингушской национальности дополняются новыми условиями: необходимостью политической оценки происшедших событий, установления и привлечения к ответственности всех лиц, виновных в подготовке, организации и осуществлении вооруженного столкновения; обязательностью делимитации и демаркации границ Ингушской Республики.
2. Рассматриваемые акты Верховного Совета Северо-Осетинской ССР по существу касаются регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, регулирования и защиты прав национальных меньшинств. Федеративный договор относит данные вопросы к ведению федеральных органов государственной власти РФ.
3. Положения постановлений ВС Северо-Осетинской ССР о невозможности совместного проживания граждан различной национальности находятся в противоречии со статьей 34 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом и что государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от национальности, места жительства и других обстоятельств. Рассматриваемые положения нарушают статью 42 Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.
КС не может согласиться со ссылкой на часть статью 35 Конституции, запрещающую использоваие прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания ненависти, пропаганды войны и насилия. Лица, виновные в таких действиях, подлежат ответственности, но сами действия не являются основанием для установления ограничительных условий пользования правами в зависимости от национальной принадлежности, места жительства и других обстоятельств.
Приняв рассматриваемые постановления, Верховный Совет Северо-Осетинской ССР осуществил собственное правовое регулирование в области прав человека и гражданина, что противоречит Конституции РФ с точки зрения установленного им разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и республиками в ее составе.

Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ пункты 6 и 7 постановления Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 6 марта 1993 года и пункт 3 постановления Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 26 марта 1993 года в части указания на невозможность совместного проживания граждан Северо-Осетинской ССР ингушской и осетинской национальностей, а также выдвинутых в связи с этим условий решения проблем вынужденных переселенцев ингушской национальности.
Временные ограничения прав и свобод граждан в случае введения чрезвычайного положения могут устанавливаться только на основаниях и в пределах, предусмотренных статьей 67-3 Конституции РФ и Законом РСФСР "О чрезвычайном положении".


"Панорама"

           


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network