(by TRANSLATE.RU)
ПАНОРАМА
ТеорияN 48, декабрь 2001

Православие в русском национал-радикальном движении


С некоторых пор наши сотрудники участвуют в международных конференциях, проводимых Американской ассоциацией славистов (American Association for the Advancement of Slavic Studies) и выступают на них с докладами по вопросам, относящимся к сферам интереса "Панорамы". В нынешнем году (15-18 декабря) такая конференция прошла в Вашингтоне с участием Александра Верховского, представившего нижеследующий доклад, и Владимира Прибыловского, доклад которого "Неоязыческое крыло в русском национализме", возможно, будет опубликован в одном из будущих номеров "Панорамы".

Не должно вызывать удивления, что православие является преимущественной религиозной ориентацией для русского национал-радикального движения. Хотя доминирование православия в нем не безусловно.
С одной стороны, сильны позиции неоязычников (см. доклад Владимира Прибыловского "Неоязыческое крыло в русском национализме"), что связано как с неоязычеством германских нацистов, так и с собственными поисками национальной идентичности в противовес "слишком еврейскому" христианству.
С другой стороны, российское общество очень мало религиозно в традиционном смысле этого слова. Скорее можно сказать, что в нем доминирует некая туманная религиозность, равно приемлющая элементы православия, иных религий, астрологии и прочих парарелигиозных учений (1). Естественно, что все это относится и к движению национал-радикалов.
Поэтому спектр воззрений в координатах "церковное или светское самоопределение", "православие или язычество" довольно плотно заполнен. Мы уже писали об этом (2), и ситуация в целом в последнее время не меняется.

РНЕ - полуправославные

Крупнейшая национал-радикальная организация страны, Русское национальное единство (РНЕ), раскололась осенью 2000 года. Сейчас существуют четыре относительно крупных и самостоятельных фрагмента РНЕ. И ни по одному из них не поступала информации о перемене религиозной ориентации. Видимо, все части РНЕ остаются формально православными.
При этом в программных документах РНЕ отсутствует очень распространенное в российских политических программах требование укрепление роли Русской Православной Церкви (РПЦ), что по российским меркам означает вполне заметное недоброжелательство по отношению к последней. Что и не удивительно: Московская Патриархия лояльна к власти, а РНЕ - радикальная оппозиция. Сама же Патриархия уже давно полуофициально осудила РНЕ как неправославное движение (3).
Впрочем, РНЕ исповедует православие по-своему. Как сказано в их доныне действующем программном документе: "Члены РНЕ в своей жизни опираются на те старые, присущие раннему средневековью формы православия, которые служили нашим предкам духовной основой при создании и укреплении Русского государства" (4). Формы эти деятели РНЕ определяют сами, за что их постоянно обличают действительно православные националисты (5).
С церковной, канонической точки зрения, группировки РНЕ - безусловно неправославные, но это не мешает их доброжелательным контактам с клириками РПЦ. Совсем недавно, 5 августа 2001 г., а торжествах по случаю десятилетия перенесения мощей преподобного Серафима Саровского, монастыря в Дивеево разбили лагерь около 150 баркашовцев.

Что важнее - православие или национализм?

По так сформулированному критерию жестко разделить организации нельзя. Есть, конечно, те, для кого ответ очевиден: для РНЕ важнее национализм, для общества "Радонеж" - православие. Зато можно выделить тех их них, для кого этот вопрос все еще не решен, что и приводит к определенной непоследовательности.
Вот, например, вполне православен Русский общенациональный союз (РОНС) Игоря Артемова, но РОНС упорно считает себя светской, а не церковной организацией. РОНС малоизвестен, но Артемов на парламентских выборах 1999 года показал себя перспективным политиком - единственный из национал-радикалов, он чуть не выиграл выборы: получил в своем округе во Владимирской области почти 15% голосов, что далеко превосходит успехи остальных национал-радикальных кандидатов (как правило, от 1 до 3%, а то и менее); от победителя он отстал только на 1.6%. А в 2001 году Артемов стал депутатом Владимирского областного Законодательного собрания.
Другой пример - православный монархист иеромонах Никон (Белавенец; лишь в начале 2000 года уволенный Патриархом за штат) постоянно сотрудничает с явно не православными деятелями, близкими к "новой правой", анархистам и скинхедам. Но если о.Никон известен своим экстравагантным поведением, то менее объяснимо выступление Леонида Симоновича, председателя Союза православных братств, на митинге, организованном 17 августа 2001 г. Партией анархистов и рок-музыкантом околонацистского толка Сергеем "Пауком" Троицким (6).
Таковы крайности в поисках сочетания национализма и православия. Но есть и мейнстрим, давно уже нашедший рецепт такого сочетания.

Русский православный фундаментализм

Конечно, рецепт существует в различных модификациях. Но суть его в том, чтобы объявить русских (чаще всего - включая украинцев и белорусов) "православным народом", носителем (скорее всего - единственным) истинной веры. Тогда и враги его определяются одновременно в этнических и религиозных терминах. Здесь вопрос веры принципиально стоит выше вопроса этничности, но одновременно и поглощает его, снимает само противоречие. А политические понятия как способ формулировки противоречия, тем более легко делаются производными от понятий религиозных.
Русский православный фундаментализм (далее - просто фундаментализм) опирается на понятие "золотого века", к которому надо вернуться - это дореволюционная (до 1905 года) Российская империя. Ее предлагается восстановить во всех основных чертах - с полноценным самодержавием, ограничениями для иноверцев и (отчасти) инородцев, имперской структурой внутренней и внешней политики, государственным статусом РПЦ и жестким государственно-православным патернализмом.
Эти взгляды сумел сжато выразить Константин Душенов, один из лучших теоретиков фундаментализма, хотя и не самый влиятельный. Душенов, главный редактор газеты "Русь Православная", а в прошлом секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), по праву считавшегося духовным лидером формирующегося фундаментализма (7), назвал свою программу "доктриной митрополита Иоанна". Уже начало программы достаточно содержательно:
""Русская идея" - это неутомимое стремление к святости, праведности, чистоте.
"Православное государство" - это государство, основанное на высших истинах Закона Божиего.
"Русская демократия" - это соборность.
"Русская идеология" - это православие.
"Русский империализм" - это державность.
"Русское государство" - это Россия во всем многообразии исторических форм ее государственности" (8).
Существует целый ряд организаций, с той или иной степенью последовательности и радикальности выражающих именно эту позицию. В первую очередь это - православные братства, среди которых основную роль играют Общество "Радонеж" (благодаря, в частности, своим радиостанции и газете), Союз "Христианское возрождение" (СХВ), Союз православных хоругвеносцев (СПХ), Черная сотня и др. (подробнее о братствах см. в докладе Стеллы Рок "An aggressive faith": Extreme Nationalism in the Russian Orthodox Brotherhood movement).
Здесь стоит процитировать текст Анатолия Макеева, старосты братства преп. Иосифа Волоцкого. Этот текст может считаться квинтэссенцией радикального фундаментализма, так как в нем отразились все темы, волновавшие фундаменталистов к концу 90-х гг. (о переменах последних лет - см. ниже):
"Дети дьявола закабалили нашу многострадальную Родину.
Алчные орды инородцев грабят и разоряют нашу землю, наш народ. С попустительства власти, многочисленные колдуны, знахари, сектанты и еретики растлевают и убивают душу Русского народа.
Ублюдочно-демократическое правительство путем уничтожения графы "национальность" в паспортах, собирается лишить Русский народ последнего, что у него осталось - его Крови.
Местечковым космополитам с помощью мирового кагала, путем измены и предательства удалось узурпировать власть в нашей стране. Безродные демократы пытаются разворовать и продать за бесценок нашу кормилицу - землю.
Потеряв свою русскую национальность, свою Русскую землю, Русский народ потеряет свою Православную веру и станет легкой добычей Нового Мирового порядка. Вместо Христовой Православной Церкви станет экуменическая церковь антихриста." (9)

Проблема взаимоотношений фундаменталистов с коммунистами

Фундаментализм в современной России - явление довольно-таки маргинальное. Между тем, православные национал-радикалы по-прежнему стремятся включиться в большую политику. Разумеется, некоторые из них идеологическую чистоту ставят выше политических успехов. Но те, кто готов на компромиссы, сразу оказывается перед той проблемой, что на компромиссы надо идти с коммунистами, как основной силой антилиберальной оппозиции. А отношение к коммунистам у православных вообще и у националистов в частности, естественно, весьма недоброжелательное.
Те организации, для которых их православная ориентация играет второстепенную роль, в принципе, не имеют противопоказаний против блока с коммунистами (например, Русская партия, Всероссийское Соборное движение). Иное дело - фундаменталисты.
Первое обострение этой проблемы пришлось на президентские выборы 1996 года, когда выбирать приходилось между Борисом Ельциным и Геннадием Зюгановым. Тогда только небольшая группа фундаменталистов во главе с протоиереем Александром Шаргуновым открыто заключила союз с Зюгановым, за что и подверглась поношению и со стороны других фундаменталистов, и со стороны Патриархии.
А вот Константин Душенов, при полном неприятии фигуры Ельцина, был готов блокироваться скорее с ним, чем с коммунистами. Уже после выборов он всерьез предлагал сделать именно РПЦ двигателем новой государственной идеологии, альтернативной "старым" идеологиям - "красной" и "белой" (10). Но сближение Кремля с РПЦ осталось в гораздо более скромных рамках.
И к парламентским выборам 1999 года Душенов "дозрел" до попытки союза с коммунистами. Соответствующую декларацию (11) вместе с Душеновым подписал целый ряд других фундаменталистских деятелей, включая главного редактора агентства "Русская линия" Сергея Григорьева, главного редактора альманаха "Православие или смерть!" Андрея Рюмина и другие. Авторы утверждали, что зюгановский Народно-патриотический союз России (НПСР) и предложенный генералом-коммунистом Валентином Варенниковым широкий "коммуно-патриотический" блок "Победа!" - уже не просто тактические союзники, "меньшее зло" в сравнении с партиями "ельцинского режима", но союзники, идеологически достаточно близкие, пропагандирующие идеи "русского православного социализма". Конечно, это терминология Душенова, а не Варенникова или Зюганова, но надо признать, что КПРФ действительно совершила серьезную эволюцию к "православно-патриотической" идеологии.
В той же декларации фундаменталисты приводили и такой аргумент в пользу союза с коммунистами - только дружественная власть поможет победить противников фундаментализма внутри самой Церкви.
Тогда "ревнители православного благочестия" (самоназвание душеновского круга) все-таки не вошли в избирательные списки зюгановского блока: КПРФ не сочла нужным всерьез делиться местами с мелкими союзниками. Не состоялся и более радикальный вариант коммуно-патриотического блока, который некоторые "ревнители" планировали создать вокруг знаменитого своим экстремизмом генерала Альберта Макашова. Игумен Алексий (Просвирин), главный редактор журнала "Ревнитель православного благочестия" и член редколлегии "Руси Православной", вполне солидаризовался с Альбертом Макашовым в разгар скандала вокруг антисемитских высказываний последнего в конце 1998 года. По мнению игумена Алексия, слова апостола Павла "Во Христе нет ни эллина, ни иудея" - это "не для всех нас, грешных". А в смысле политической идеологии оба тогда сошлись на термине "православный сталинизм" (12).
Иначе говоря, в большинстве случаев многие фундаменталисты были готовы поступиться своим антикоммунизм, но их уступки оказались не востребованы. Участие в некоммунистических оппозиционных блоках тоже не принесло успеха. Только Союз "Христианское возрождение" и Черная сотня сумели дойти до голосования в составе блока "Движение патриотических сил - Русское Дело". Блок запомнился избирателям только тем, что первой тройкой списка кандидатов назвал неких Иванова, Петрова и Сидорова. И получил 0.17% голосов (13).

Появление Путина и новые надежды

Результаты кампании 1999 года ничуть не снизили активность фундаменталистами. Тем более, что одновременно с парламентскими выборами фактически шла подготовка к избранию президентом Владимира Путина, и проводимая при этом пропагандистская кампания наводила многих национал-патриотов на мысли о благоприятной для них смене государственного курса.
Собственно на президентских выборах православные национал-радикалы разделились. Скажем, СХВ определенно был за Путина, а Черная сотня и РНЕ - против. Но те, кто был против, призывали голосовать не за Зюганова, а "против всех". А после выборов в большинстве своем в той или иной форме выразили готовность оказать поддержку новому президенту в его предположительно имперской политике (14).
Разумеется, Путин не стал сотрудничать с национал-радикалами. Но тональность государственной пропаганды действительно стала более державнической, и это давало им некоторые надежды. С другой стороны, дальнейшего сближения государства с РПЦ, которого многие ожидали, не произошло, а "православность" Путина выглядит неубедительно. Путин чаще Ельцина посещает монастыри, но сам высказывается не как православный человек (слухи о том, что архимандрит Тихон (Шевкунов) является его духовником, не нашли подтверждения и затухли).
Короче говоря, положение православных национал-радикалов в обществе ничуть не окрепло с приходом нового президента. Но и хуже оно не стало.

Фундаменталистская пропаганда на подъеме

В последние годы в православном секторе национал-радикального движения происходят заметные перемены. Основной формой активности радикальной оппозиции традиционно является пропаганда, и здесь все большую роль играют не просто православные, а именно фундаменталистские круги. Вероятно, это связано просто с их более высоким интеллектуальным уровнем, но также и с большей интегрированностью в Церковь.
Сретенский монастырь, возглавляемый архимандритом Тихоном (Шевкуновым) превратился в одно из крупнейших церковных издательств и поддерживает достаточно популярный сайт "Православие.Ру". Общество "Радонеж" выпускает популярную в приходах газету, при нем работает популярная радиостанция. Самая регулярная национал-радикальная газета, "Русский вестник", тоже ориентируется на русский православный фундаментализм. Очень активны петербургские "ревнители православного благочестия", выпускающие целый букет изданий, основные - газета "Русь Православная" и сайт "Русская линия". (Вообще, фундаменталисты в интернете очень активны.)
При этом фундаменталисты ведут наступление не только в светском обществе, но и в Церкви. Фундаменталистские настроения не являются, конечно, позицией Патриархии, но они естественным образом очень распространены среди клира и мирян Церкви, так как являются частью ностальгии по утраченным позициям. Причем, речь идет не о естественном консерватизме, так как настроения эти охватывают преимущественно неофитов последних 10-15 лет. Беда (и вина) Патриархии в том, что она не дала своевременно жесткий отпор проникновению фундаментализма в Церковь. Теперь, возможно, уже и поздно (15).
Самой резкой атакой на фундаменталистов были речь Патриарха Алексия II на московском епархиальном собрании 23 декабря 1998 года и последовавшее за ней постановление Синода о "младостарцах". Хотя никаких имен названо не было, всем было понятно, что речь идет именно о фундаменталистских батюшках (16). На какое-то время это подействовало (17), но менее, чем на год - уже осенью 1999 года началась массовая кампания против "штрих-кодов" и ИНН (индивидуального номера налогоплательщика), о которой речь ниже.
Канонизация царской семьи на Архиерейском Соборе в августе 2000 года стала явным поражением Патриархии перед лицом мощного напора снизу (18). Много лет Патриархия тянула с этим вопросом, и то, что она в конце концов уступила, не доводя разногласия до открытого скандала, преисполнило фундаменталистов оптимизмом. Причем, Николая II, как правило, продолжали называть "мучеником", хотя Собор его канонизировал в другом чине - как "страстотерпца" (19), т.е. примирения даже по этому вопросу не произошло.
Патриархия же продолжила свою компромиссную, а точнее - противоречивую, политику. Патриарх через два года после речи о "младостарцах" сетовал на очередном московском епархиальном собрании, что эта проблема никак не решается. А сам буквально через две недели, 10 января 2001 г. направил поздравления радикальной православно-националистической газете "Русский вестник" в связи с ее 10-летним юбилеем.
И на уровне кадровых перестановок в Патриархии нельзя сделать выводы о каких-то переменах в ее политике. Последние примеры: июльское назначение протоиерея Димитрия Смирнова исполняющим обязанности председателя отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и августовское назначение Сергея Чапнина главным редактором патриархийной газеты "Московский церковный вестник".
Чапнин - независимый православный журналист, придерживающийся либеральных по церковным меркам взглядов. До последнего времени он был главным редактором независимого интернет-журнала "Соборность" (20).
Прот. Димитрий, напротив, - духовный лидер одной из групп московских фундаменталистски ориентированных священников. Вот отрывки из его недавнего радиовыступления:
"Ну, что, например, в Москве - недостаточно кирпичей, чтобы все эти секс-шопы разгромить? Но ведь никто не разбил даже витрину такого заведения!
(...) Или, например, секта. Ну, пришло, скажем восемьсот человек и разогнали секту! Чтобы разогнать толпу в восемьсот человек - сколько нужно милиции? И потом, никакому префекту и никакому градоначальнику не понравится, что народ бунтует.
(...) прогресс имеет свою оборотную сторону. Не изобрели бы самолет, никто бы не врезался в чужое здание, люди бы не погибли... Скажут: "А мне надо туда лететь!" - А зачем лететь-то? Ты живи в своей деревне, да и все. Два раза в год на ярмарку съездишь - и достаточно" (21).

Политизированный "морализм" как легальное проявление фундаментализма

При этом прот. Димитрий и до нового назначения не являлся столь маргинальной фигурой в Церкви, как вышеупомянутые Душенов или Григорьев. Он - проректор Свято-Тихоновского Богословского института и тесно связан с Православным медико-просветительским центром "Жизнь" о.Максима Обухова, возглавляющим борьбу против абортов, контрацепции и т.п. Эта деятельность не просто не осуждается, но, естественно, всячески поддерживается Патриархией. Особенность же организованных моралистов из центра "Жизнь" и Общественного комитета "За нравственное возрождение Отечества" прот.Александра Шаргунова в том, что они свою пропаганду прямо увязывают с политикой и идеологией (22).
Например, ассоциированный с "Жизнью" Церковно-общественный совет по биомедицинской этике в заявлении по демографическим проблемам от 2 апреля 2001 г. мотивировал свою обеспокоенность тем, что "мы вскоре будем не в состоянии удерживать собственные территории" (23). А один из видных активистов "моралистического" движения о. Алексий Кагирин заявил как-то:
"Слово "жид" означает такого человека, который лично ненавидит Христа. Можно абстрагироваться от современного иудаизма и представить себе такого иудея, который ничего не знает о Христе: такой иудей не будет жидом" (24).
Политизированный морализм в последние пять лет стал неотъемлемой частью фундаменталистской активности, вместе с поношением экуменизма, оппонированием светской и церковной власти и националистической пропагандой. Здесь есть и почва для сотрудничества с внецерковными национал-радикалами.
Например, 20 марта 2001 г. в Москве в парке Кузьминки новое аутодафе провели активисты РНЕ, Союза православных хоругвеносцев, Союза православных братств и Союза русского народа. Сжигали весьма пестрый набор: журнал "Плейбой", неоязыческую книгу В. Истархова "Удар Русских Богов", "Детскую сексуальную энциклопедию", книги Эдуарда Радзинского и Михаила Горбачева, газету "Московский комсомолец" и порнографические видеокассеты. Собравшиеся требовали принять закон "О духовной и нравственной цензуре" (25).

Союз православных граждан

"Жизнь" фактически является одним из проектов Союза православных граждан (СПГ) - широкой коалиции православных националистов. Настолько широкой, что в ней участвовали практически несовместимые по уровню и степени радикальности деятели, например, экономист Сергей Глазьев (когда-то член гайдаровского кабинета, а ныне депутат от КПРФ) и лидер СХВ Владимир Осипов (26).
СПГ, несмотря на пестрый состав, находится во вполне дружеских отношениях с Патриархией. Приведем лишь один пример. 11 июня 2001 г., при вручении Валентину Лебедеву, координатору СПГ и главному редактору журнала "Православная беседа", церковного ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени, журналист Наталья Бабасян отметила несколько комичную сцену. По поводу состоявшегося накануне в Киеве крестного хода против визита Папы на Украину Валентин Лебедев заявил митрополиту Кириллу (Гундяеву), председателю Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московской Патриархии: "Мы выполнили ваше задание". В ответ митр. Кирилл заметил лишь, что "об этом не надо говорить перед телекамерами" (27).
Фундаментализм СПГ лишен таких крайностей, как у Черной сотни или СХВ, но вполне последователен:
"Нация, в отличие от современного светского государства, может быть признана православной.
(...) Непризнание того, что страна, где много православных, должна быть объявлена православной, есть дискриминация по религиозному признаку" (28).
"Граница Руси проходит по границе Русской Православной Церкви" (29).
"В настоящее время из государственного хаоса может вывести только диктатура, основанная на нравственном и национальном сознании, на государственнических предпосылках". В дальнейшем диктатура должна перерасти в восстановление полноценного самодержавия (30).
"Никогда прежде европейский Запад и Америка не были настроены так открыто враждебно против России, как теперь" (31).
На парламентских выборах 1999 года баллотировались многие активисты СПГ, но крайне неудачно: прошел только Сергей Глазьев, не слишком тесно интегрированный в Союз. Зато все отметили, что сам Валентин Лебедев и еще один активист, главный редактор газеты "Десница" Виктор Селиванов, фигурировали в списке блока "Спас", основой которого было РНЕ, а первым номером - Александр Баркашов. Такой ход со стороны главного редактора неполитической "Православной беседы" выглядел очень необычно, но и случайным его считать нет оснований (32).
Электоральные неудачи были с лихвой компенсированы мощными общественными кампаниями (СПГ и вырос на такой кампании - против показа фильма "Последнее искушение Христа"). До самого августа 2000 года СПГ активно боролся за канонизацию царской семьи, а весной и в июне 2001 года велась массированная кампания против визита Папы на Украину. В промежутке, 26 декабря 2000 г., состоялась учредительная конференция СПГ как самостоятельного общественного движения.
12 мая 2001 г. СПГ совместно с ЛДПР, а также при участии движения "Россия Православная", Союза православных братств, Союза Православных хоругвеносцев, Союза "Христианское Возрождение" и других организаций, удалось провести антипапское шествие численностью около полутора тысяч человек (по оценке милиции) (33). Для православных националистов - это очень большая цифра.
В тот же период СПГ и Сретенскому монастырю удалось установить близкие отношения с главным пропагандистским прокремлевским веб-сервером "Страна.Ру", чей религиозный отдел стал рупором фундаменталистов. Но в конце августа отдел был все-таки закрыт и сотрудничество прервалось.

Православный антиглобализм...

Но главной общественной кампанией, широко развернувшейся еще осенью 1999 года и лишь несколько затихшей в лету 2001 года, стала волна протестов против товарных "штрих-кодов", нумерации налогоплательщиков, введения "машиносчитываемой записи" в проектируемых будущих паспортах и других тому подобных вещей, казалось бы, не имеющих особо принципиального значения. Символом и основным жупелом кампании стал индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН).
Подробнее об этой эпопее, удачно названной Григорьевым "джихадом ИНН", - см. мой (не опубликованный пока) доклад "Role of the Russian Orthodox Church in Nationalist, Xenophobic and Anti-Western Tendencies in Contemporary Russia" (34). В нем кратко описан ход событий до естественного затишья лета 2001 года. Суть кампании, конечно, не только в культивировании удивительных предрассудков, но и в формировании специфической концепции православного антиглобализма, в которой Запад снова выступает как мистический враг русского православия. Более умеренные антиглобалисты готовы были пренебречь такой конкретной "технической" проблемой, как введение ИНН, а радикалы настаивали на необходимости стоять насмерть уже на этом рубеже (35).
Для нас важно, что в "джихад ИНН" втянулись практически все православно-ориентированные группировки, а также широкие круги монашества, которое в последние годы является основным оплотом фундаментализма в Церкви. Чем образованнее была та или иная группа в православии, тем более умеренную позицию она занимала. А вот РНЕ, скажем, выпустило листовку, в которой выдумало и вовсе дикие вещи - что, мол, на полосках штрих-кода "будут нанесены все данные о вас, включая сугубо интимные" (36).
При этом аргументы богословов, епископов и даже почитаемых старцев радикалы отвергали одним довольно элегантным аргументом: мы "нуждаемся в защите наших реальных, а не идеализируемых, духовных потребностей" (37).
С другой стороны, именно "джихад ИНН" показал, что в среде православных националистов уже не только интеллектуальное лидерство, но и инициатива полностью перешли от внецерковных группировок к внутрицерковным.
При этом итоговый баланс между умеренными и радикалами не вполне ясен. Вроде бы, выиграли умеренные: в их пользу приняла решение Богословская комиссия РПЦ (38). Они же выработали самый пока представительный антиглобалистский документ в РПЦ, принятый на конференции "Духовные и социальные проблемы глобализации" 3-4 мая 2001 г.. И он выглядит достаточно приемлемо и для фундаменталистов, и для Патриархии (39).

... и его перспективы

Но и радикальные фундаменталисты отнюдь не разгромлены. Кампания против ИНН "вывела в люди" малоизвестных до этого активистов, таких как Константин Гордеев, главный редактор газеты "Святая Русь" (ранее "Сербский крест"). Но главное - эта кампания стала достоянием общества в целом и впервые подняла фундаменталистские идеи до уровня общенационального обсуждения (для сравнения: проблема канонизации Николая II дебатировалась в обществе в целом скорее в политическом ключе) и тем самым вывела на время всех православных националистов из их традиционного маргинального состояния.
Неочевидно, конечно, что им удастся развить этот успех. Пока идет определенная консолидация умеренных православных антиглобалистов, к которым в некоторой степени может быть отнесено и руководство Московской Патриархии. С другой стороны, антизападный и антиглобалистский пафос, актуализированный атакой на США 11 сентября, и достаточно распространенный в России, может придать национал-радикалам некоторое ускорение. Пока многое зависит от того, какие именно группы будут играть наиболее активную роль в идеологических маневрах внутри Церкви.
Только надо иметь в виду, что аргументация радикальных фундаменталистов имеет то преимущество, что она - как и всякая радикальная система - внутренне очень логична и привлекает простотой и ясностью ответов. Когда один из радикальных идеологов, иеродиакон Авель (Семенов), в целой книге (40) доказывает, что глобализация есть антирелигия и, следовательно, "никакой компромисс с ней не допустим", это звучит понятнее, чем предложение архимандрита Тихона (Шевкунова) - инициатора всей кампании против штрих-кодов! - не обращать на ИНН и те же штрих-коды особого внимания, но глобализации в целом активно противостоять.
Конечно, останутся внецерковные националисты, для которых аргументы радикальных фундаменталистов звучат слишком церковно, и церковные националисты, для которых эти аргументы звучат слишком резко по отношению к сегодняшней Церкви. Триумфа радикальным фундаменталистам ждать не приходится. Но своим "джихадом ИНН" они уже изменили идеологический ландшафт православного национализма.

Александр ВЕРХОВСКИЙ

________________________________
1 Об этом очень интересно написано в книге: Александр Щипков. Во что верит Россия. СПб., Издательство РХГИ, 1998
2 Александр Верховский. Церковь в политике и политика в Церкви // Политическая ксенофобия. М., ООО "Панорама", 1999 с. 101-107; Alexander Verkhovsky. Ultra-Nationalists in Russia at the Onset of Putin's Rule // Nationalities Papers, vol.28, no.4, December 2000, pp. 707-722
3 Святой крест или свастика? // Московский Церковный вестник. N10, 1994
4 Что такое РНЕ. Цит. по: http://www.rne.faithweb.com/teos.htm
5 См. например: Георгий Александров. Чего боится Баркашов? // Русский православный патриот. N1, 1999
6 Православные хоругвеносцы объединились с анархистами и рокерами // НТВ.Ру. 20.08.2001 (http://txt.ntv.ru/religy/20Aug2001/spkhorugv_print.html)
7 Митр. Иоанн умер в 2 ноября 1995 г. и среди епископата РПЦ ему так и не нашлось достойного преемника. Хотя можно упомянуть митр. Гедеона (Докукина), архиепископа Ювеналия (Тарасова), арх. Тихона (Емельянова), епископа Вениамина (Пушкаря), еп. Антония (Масендича, умершего 8 июля 2001 г.).
8 Константин Душенов. Заключительная статья сборника "Проблемы современной России глазами русских архиереев". СПб., 1996
9 Анатолий Макеев. Братья и сестры! // Штурмовик. 8-18.12.1997 (приводится с сохранением пунктуации и расстановки заглавных букв оригинала)
10 Константин Душенов. Союз нерушимый Кремля и... Креста? // Советская Россия. 06.07.1996
11 Время собирать камни // Русь Православная. N8, 1999
12 Монах и воин. Беседа генерала Альберта Макашова с игуменом Алексием (Просвириным) // Русь Православная. N1, 1999
13 Подробнее о выборах 1999 г. см.: Владимир Прибыловский. Национал-патриоты на выборах в III Государственную Думу; Екатерина Михайловская. Итоги парламентских выборов 1999 года для национал-патриотов (в том числе имперской направленности). Отсчет утопленников; Александр Верховский. Итоги парламентских выборов 1999 года для радикальных национал-патриотов. Одномандатные округа // Национал-патриоты, Церковь и Путин. М., ООО "Панорама", 2000.
Сокращенный английский вариант: Vladimir Pribylovsky. National-Patriots within the Framework of the Election for the Third State Duma; Ekaterina Mikhailovskaya. Results of the Parliamentary Election 1999 for National-Patriots (Including the Pro-Empire Oriented Ones). Drowning by Numbers; Alexander Verkhovsky. Results of the Parliamentary Election-1999 for Radical National-Patriots. Single-Mandate Districts // National-patriots, Church and Putin. M., Center "Panorama", 2001
14 Подробнее см.: Владимир Прибыловский. Национал-патриоты на президентских выборах-2000; Отношение национал-патриотов к Путину после 26 марта // Национал-патриоты, Церковь и Путин. М., ООО "Панорама", 2000.
Сокращенный английский вариант: Vladimir Pribylovsky. National-Patriots at the Presidential Election 2000; The Attitude of National-Patriots towards Vladimir Putin in the Aftermath of March 26, 2000 // National-patriots, Church and Putin. M., Center "Panorama", 2001
15 Обзор взаимоотношений Патриархии с фундаменталистами до конца 1998 года см.: Александр Верховский. Церковь в политике и политика в Церкви. с. 65-100
16 Тематика постановления о "младостарцах" гораздо шире обвинений в политизации и оппозиции Патриархии. "Младостарцев" обвиняют в злоупотреблении пастырскими обязанностями, в подчинении воли своих духовных детей. Кстати, набор обвинений очень похож на тот, который обычно предъявляется так называемым "тоталитарным сектам". См.: http://www.russian-orthodox-church.org.ru/sr291281.htm
17 Ситуацию описывает один из виднейших "ревнителей": Игумен Алексий (Просвирин). Крестоносцы // Русь Православная. N7, 1999
18 Оценки этого события см.: Александр Кырлежев. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви // Русская мысль. 31.08.2000; Максим Шевченко, Олег Недумов, Елена Смирнова. Церковь канонизировала последнего царя // Независимая газета. 15.08.2000
19 Подробнее см.: Александр Кырлежев. Утвердится ли в России новая ересь? // НГ-Религии. 15.11.2000; Андрей Войтовский. Православные издания о царе и Распутине // НГ-Религии. 29.11.2000
20 Ныне журнал прекратил выпуск. См.http://www.sobor.ru/
21 Прот. Димитрий Смирнов отвечает в прямом эфире на вопросы слушателей (эфир радио "Радонеж" от 17.09.01; http://www.radonezh.orthodoxy.ru/news_text.asp?id_news=3208)
22 См. например, выпущенные шаргуновским Комитетом шесть сборников "Антихрист в Москве". Они, а также другие материалы Комитета, доступны на его сайте: http://komitee.chat.ru; подробнее об активности моралистов см: Александр Верховский. Церковь в политике и политика в Церкви. с. 96-97
23 Церковно-общественный совет по биоэтике при Московской Патриархии выступил с заявлением // Страна.Ру. 07.04.2001 (http://www.strana.ru/society/religion/2001/04/07/986642314.html)
К сожалению, в связи с реорганизацией сервера Страна.Ру, статьи с адресом, включающим "society/religion", на нем сейчас недоступны.
24 Кагирин А., священник. "Ненавидящие сиона" // Русский вестник. N 7, 1999.
25 Национал-патриоты устроили аутодафе в Кузьминках // Мир религий. 20.03.2001 (http://www.religio.ru/news/811.html)
26 О создании и деятельности СПГ до весны 1999 года см: Александр Верховский. Церковь в политике и политика в Церкви. с. 106-107
27 Наталия Бабасян. Длинная рука из-под омофора // Грани.Ру. 12.06.2001 (http://grani.ru:8101/denominations/articles/protests/)
28 Цит. по: Михаил Ситников. Союз граждан православной национальности // Русская мысль. 19-25.02.1998
29 Кирилл Фролов, пресс-секретарь Союза православных граждан. Мироточивая икона царя мученика // Новости "Русской линии". 17.06.2000 (http://www.rusk.ru:8101/News/00/6/new17_06a.htm)
30 Прот. Владислав Свешников: об ИНН и не только // Страна.Ру. 25.03.2001 (http://strana.ru/society/religion/2001/03/25/985520648.html)
Прот. Владислав - духовник СПГ.
31 Прот. Владислав Свешников предложил концепцию возрождения России // Страна.Ру 25.03.2001 (http://strana.ru/society/religion/2001/03/25/985524595.html и http://www.strana.ru/special/dossier/2001/03/25/985533435.html)
32 Подробнее о кампании 1999 г. см.: Александр Верховский. Религиозный фактор в парламентской кампании 1999 года // Национал-патриоты, Церковь и Путин. М., ООО "Панорама", 2000.
Есть английский перевод: Alexander Verkhovsky. Religious Factor in the Parliamentary Election Campaign of 1999 // National-patriots, Church and Putin. M., Center "Panorama", 2001
33 Сообщение ОВЦС. 11.05.2001 (http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr105111.htm)
Стоит отметить этот редкий и тем самым показательный случай, когда ОВЦС (Отдел внешних церковных связей Московской Патриархии) в нейтрально-сочувственном тоне сообщает о деятельности таких групп, как СПХ и СХВ.
34 Доклад был представлен на семинаре "Xenophobia and Postsocialism", прошедшем в Любляне 4-6 октября 2001 г.
Дополнительные подробности см.: Максим Шевченко. Апокалипсис сегодня. НГР. 17.01.2001; Александр Верховский. "Проблема ИНН" грозит расколом не Церкви, а православным фундаменталистам // Полит.Ру. 19.02.2001 (http://www.polit.ru/documents/401411.html)
35 Позиции умеренных см.: Архимандрит Тихон (Шевкунов): выступление в передаче "Радонеж" 29.01.2001 // Православие.Ru (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/arhimtihon_radonezh.htm); Архимандрит Амвросий (Юрасов). Антихриста боимся, а Бога - нет?; Сергей Григорьев. Чего хотят противники ИНН?; Константин Душенов. Царский путь // Русь Православная. N1, 2001
Позиции радикалов: Открытое обращение к Президенту Российской Федерации Путину В.В., Министру МНС Букаеву Г.И., Конституционному Суду РФ от православного духовенства, церковного причта и мирян Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви. 20.12.2000. Опубликовано на сайте Движения "За право жить без ИНН" (http://infolab.spb.ru/anti-inn/text002.htm); "Ярко выраженный демонический характер"... Обращение братии Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни к православным христианам // Русь Православная. N1, 2001; Глобализация и личные коды как проблема мировоззренческого выбора современного человека // Новости "Русской линии". 27.01.2001 (http://www.rusk.ru/News/01/1/new27_01a1.htm); В. Петров. ИНН и планы "князей тьмы" // Сервер "Русский вестник" (http://www.rv.ru/super/2001/2/diablos.htm)
36 Листовка РНЕ, озаглавленная "ИНН - печать Антихриста" // Архив автора.
37 Обращение к Богословской комиссии Русской Православной Церкви // Сайт "Стояние в Истине". 14.02.2001 (http://orthodoxy.newmail.ru/apostasia/articles/whithout_inn/obrashenie1.htm)
38 Итоговый документ расширенного заседания Богословской комиссии РПЦ 19-20 февраля 2001 г. см.: http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr102206.htm
39 Итоговый документ конференции опубликован на сайте Движения "За право жить без ИНН": http://infolab.spb.ru/anti-inn/info09.htm
40 Иеродиакон Авель (Семенов). ИНН, как составляющая глобализации. Отношение ИНН к печати антихриста. М., 2001


ПАНОРАМА