(by TRANSLATE.RU)
ПАНОРАМА
Государство и правоN1(37), июль 1995

НЕКОНСТИТУЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

От 5-го декабря к 12-му: межпраздничные исследования

Дмитрий ЮРЬЕВ


ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Все мы отдаем себе отчет, что, во-первых, стебаться над давно поверженным врагом не очень-то красиво, и что, во-вторых, о советской власти уже во всех жанрах написали все. Но живя то ли два, то ли четыре, то ли больше лет без этой самой советской власти, мы как-то расслабились, и все чаще от вполне нормальных людей слышишь о том, как все "стало", а то даже и сам о том же заговоришь. И только если вспомнишь вдруг что-то конкретное - пионерскую организацию, например, вздрагиваешь: неужто все это было...
Не преследуя никакой политической или даже литературной цели, а просто, чтобы лишний раз самим себе напомнить, мы публикуем нижеследующий текст.

"Если гора не идет к Магомету,
то идет она на ..."

из школьного анекдота

ОТ РЕКОНСТРУКТОРА
Оказавшись в зоне между двумя Днями - Днем советской Конституции образца 5 декабря 1936 г. и Днем первой Конституции независимой РФ - трудно было удержаться от одного очень давнего соблазна.
А именно: всем очевидно, что декабрьская Конституция России - это первая в истории страны попытка положить в основу жизни конституционный механизм. Причем оказывается не суть важным конкретное соотношение достоинств и недостатков содержания Конституции: революционно для России уже само по себе то, что власть вынуждена действовать (или хотя бы пытаться действовать) по правилам, которые, пусть даже они и разработаны самою этой властью "под себя", записаны и официально опубликованы для всеобщего сведения.
Это - большой прогресс по сравнению с безнадежной ситуацией конституционного беспредела годовой давности, когда писаный закон - Конституция РСФСР 1978 г. с сотнями позднейших поправок - был настолько рассогласован и, как следствие, шизофреничен, что любая попытка подчиняться ему на практике вела к политическому и общественному коллапсу, а потому вопрос был лишь в том, кто из "субъектов политики" быстрее, лучше и разумнее эту "проклятую Конституцию" нарушит и упразднит.
Но понятно также и то, что еще раньше, во времена, которые одни именуют "застоем", а другие - "когда порядок был", система организации жизни в стране в чем-то функционировала куда более жестко и согласованно, более упорядоченно, чем это обеспечивается сегодняшним конституционным механизмом. В то же время любому, кто хоть раз читал такие юмористические тексты, как Конституции СССР 1936 и 1977 г.г., вполне очевидно, что предназначены эти документы были для чего угодно, кроме того, чтобы служить законом жизни государства. А точнее - не для чего угодно, а для вполне конкретной цели: пропаганды мнимого существования в СССР Конституции и законов, т.е. для идеологического обеспечения деятельности госорганов.
Собственно же государственный механизм - действенный, функциональный, отлаженный - вовсе не был результатом хаотического взаимодействия интересов и сил, хотя и игнорировал начисто все провозглашенные для общего сведения правила и законы. В каком-то смысле неконституционный механизм этот действовал в рамках строжайше соблюдаемого ритуала, в котором в равной степени подробно обозначены были и полагались равно важными порядок осуществления государственной власти и порядок размещения первых лиц на трибуне Мавзолея. И ритуал этот, который нигде - даже в закрытых, секретных партийных инструкциях - не был обобщен и формализован, - исполнялся неукоснительно и строго, причем так, что казалось вполне возможным по видимым проявлениям восстановить несуществующий, неписаный текст.
Вот, собственно, в этом и заключался давний соблазн - записать, собрать "из воздуха", в общем, реконструировать текст столь долго и эффективно действовавшей Неконституции СССР, чтобы чуть понятнее стало, как именно жила страна раньше, а также то, до какой степени удалось (и удалось ли вообще) организовать в ней жизнь по новому - несовершенному и не всегда справедливому - государственному закону, который должен бы был (по идее) заменить столь совершенное и казавшееся непобедимым государственное беззаконие.
Ниже следует итог реконструкции - не проект, а, скорее, гипотеза Неконституции СССР. Заранее признателен всем, кто пожелал бы принять участие во всенародном этой гипотезы обсуждении, опровержении, доказательстве, исправлении и дополнении.

Сов.секретно! Особая папка!

НЕКОНСТИТУЦИЯ СССР

Никогда и никем официально не принята
Введена в действие с момента засекречивания

I. Основные неконституционные принципы

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) есть унитарная идеократическая деспотия с номенклатурной формой правления.
Статья 2. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической, хозяйственной и военно-полицейской системы является партгосноменклатура - иерархически организованная совокупность должностных лиц Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), советской власти, исполнительных комитетов, карательных органов и вооруженных сил. Партгосноменклатура в установленном вне закона закрытом порядке сама формирует свой состав на основе кооптации.
Деятельность партгосноменклатуры конспиративна. Существование партгосноменклатуры в СССР является строжайшей общественной и государственной тайной. Письменное, устное или мысленное разглашение этой тайны неукоснительно преследуется без закона.
Статья 3. Население - граждане СССР, не входящие в состав партгосноменклатуры, - лишено политических, имущественных и личных прав. Население обязано исполнять свои производственные, политические, семейно-бытовые и иные обязанности в соответствии с требованиями и под контролем партийных органов или иных уполномоченных партгосноменклатурных структур. Население регулярно и в обязательном порядке привлекается к пропагандистским меропрятиям, имитирующим его участие в политической жизни страны (выборы, демонстрации, общественная работа и т.д.).
Статья 4. Осуществление представителем населения права на любые действия или бездействие, вне зависимости от официального законодательства, должно быть санкционировано соответствующей инстанцией - партийным органом или иной уполномоченной на это партгосноменклатурной структурой.
Любые попытки несанкционированного осуществления представителем населения гарантированных ему законом прав и свобод, а также публичные утверждения о якобы существовании у него таких прав и свобод со ссылкой на действующее законодательство, являются тягчайшим государственным преступлением - качанием прав, которое подлежит немедленному и произвольному пресечению.
Статья 5. Для создания промежуточного слоя между партгосноменклатурой и населением, а также для обеспечения возможностей неограниченного неправового контроля со стороны партгосноменклатуры за деятельностью граждан, предприятий и организаций создается "Коммунистическая партия Советского Союза" (КПСС) как структура, выдаваемая за объединение лучших представителей населения, управляющая всеми сторонами жизни представителей населения, являющихся членами КПСС.
Статья 6. Разрешение на вступление представителя населения в КПСС является поощрением за неукоснительное исполнение им своих обязанностей в соответствии со статьей 3 и чистосердечную преданность партгосноменклатуре. При принятии решения о разрешении представителю населения подать заявление о вступлении в КПСС принимаются в расчет его социально-профессиональная, национальная и половая принадлежности с учетом квот, разработанных мандатной комиссией в целях пропаганды якобы существующего соответствия состава КПСС ее официальным лозунгам и структуре населения.
Членство в КПСС является, как правило, обязательным условием для занятия руководящих должностей в системе народного хозяйства, науки и культуры и т.д., даже если эти должности не входят в номенклатуру должностей соответствующих комитетов КПСС. Гражданину, не являющемуся членом КПСС, не может быть присвоено офицерское звание любого рода войск, милиции и КГБ.
Представитель населения - член КПСС обладает той же полнотой отсутствия прав, что и беспартийный, однако за любые нарушения законов, правил, норм морали, указаний начальства, а также по иным причинам может быть подвергнут во внесудебном порядке взысканиям и наказаниям, не предусмотренным законодательством, вплоть до высшей меры - исключения из КПСС. Партийные наказания являются препятствием для служебного продвижения, ограничивают возможности выезда из СССР в командировку и могут стать причиной для уголовного преследования.

II. Государственная власть в СССР
Высшие органы государственной власти

Статья 7. Государственная власть и партгосноменклатура в СССР тождественны.
Статья 8. Государственная власть в СССР тоталитарна. Она основана на принципе нераздельности властей и всех родов жизни и деятельности граждан. В компетенцию государственной власти в СССР входит управлять всем, что движется (или покоится) в пределах досягаемости соответствующих контрольных органов.
Статья 9. Государственная власть в СССР построена на принципах унитарности и одноканальна. Руководители союзных и автономных республик, краев, областей, городов, районов и др. территориальных образований на территории СССР - первые секретари соответствующих комитетов КПСС - обладают всей полнотой власти на вверенных им территориях по отношению к нижестоящим органам партгосноменклатуры и населению. При этом они лишены каких бы то ни было прав по отношению к вышестоящим партийным органам и могут быть по их решению сняты с должности в любой момент.
Статья 10. Высшим пропагандистским мероприятием в СССР, выдаваемым за орган принятия важнейших решений по всем вопросам жизни общества, является Съезд КПСС, проводимый один раз в пять лет.
Съезд КПСС предназначен для организации в его честь трудовых вахт, дачи обязательств, инициации трудового и морально-политического подъема и обозначения смены пятилетних периодов (пятилеток), структурирующих во времени жизнь населения в СССР.
Состав Съезда КПСС формируется мандатной комиссией по представлению аппарата ЦК КПСС на основе определенной заранее демонстрационной социальной, половой и профессиональной структуры, а также при учете необходимости включения в число делегатов Съезда всех наиболее крупных руководителей КПСС и Совета Министров СССР. Назначение делегатов Съезда КПСС оформляется в виде единодушного голосования на партконференциях, съездах и пленумах партийных комитетов нижнего уровня.
Статья 11. Всей полнотой идеологической, законодательной, исполнительной и судебной власти в СССР обладает Политбюро ЦК КПСС, самостоятельно формирующее свой состав на основе кооптации в него новых членов и исключения старых.
Политбюро ЦК КПСС правомочно принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, относящийся к ведению СССР, республик, краев, областей, городов, деревень и отдельных граждан, в том числе назначить и сместить с должности любое должностное лицо на территории СССР. Решения по изменениям в составе Политбюро, а также по любому вопросу жизни СССР, республик, краев, областей и отдельных граждан в Политбюро ЦК определяются голосованием его членов (10-15 человек), осуществляемом на заседании или "вкруговую" (опросом), и обязательны к исполнению любым органом или лицом. Решения Политбюро, как правило, оформляются под грифом "секретно", "сов.секретно", "особая папка" и официально вводятся в действие в форме единогласных решений Пленума ЦК КПСС, постановлений иных специально предназначенных для этого органов или стихийной инициативы масс.
Статья 12. В состав Политбюро ЦК КПСС, как правило, входят наиболее влиятельные представители партгосноменклатуры. Степень влиятельности и реальное распределение обязанностей между членами Политбюро не подлежат оглашению, однако доводятся до сведения населения путем регулярной демонстрации членов Политбюро, размещенных в негласно установленном (неалфавитном) порядке на трибуне Мавзолея или в ином общественном месте.
Во главе (при размещении в одну шеренгу) или в центре (при размещении в две развернутые шеренги) ряда находится Генеральный секретарь ЦК КПСС. Член Политбюро, в зависимости от состояния его дел, может быть поощрен продвижением в ряду поближе к Генеральному секретарю или наказан перемещением в хвост ряда.
Статья 13. Главой государства, правительства и идеологии, а также высшим судьей по любому вопросу является генеральный секретарь ЦК КПСС, назначаемый после смерти или свержения предыдущего решением Политбюро, которое затем формально утверждается пленумом ЦК КПСС. Генеральный секретарь ЦК КПСС обладает абсолютной полнотой власти по всем вопросам, пока контролирует большинство в Политбюро ЦК КПСС и аппарат КПСС всех уровней. Генеральный секретарь ЦК КПСС пребывает в своей должности политически пожизненно: до тех пор пока он не умрет или не скончается каким-либо иным образом.
Статья 14. Высшим органом официального оформления в советском порядке решений Политбюро ЦК КПСС является Президиум Верховного Совета СССР, руководимый общим отделом ЦК КПСС и аппаратом Президиума ВС. Президиум оформляет в виде своих Указов, имеющих для граждан СССР силу закона, решения, подготовленные аппаратом ЦК КПСС и утвержденные Политбюро ЦК КПСС, а также оформляет решения Политбюро и аппарата ЦК КПСС по наиболее важным кадровым вопросам (назначение и освобождение министров, высших военачальников, руководителей суда и прокуратуры).
Председатель Президиума Верховного Совета СССР назначается решением Политбюро в форме единогласного голосования всего состава Верховного Совета СССР. Он именуется в прессе "главой государства", встречает и провожает глав зарубежных стран, вручает награды и подписывает, совместно с секретарм Президиума, указы. Председатель Президиума ВС СССР является главой государства в случае, если эту должность по совместительству занимает Генеральный секретарь ЦК КПСС.
Статья 15. Центральным органом пропаганды мнимого существования в СССР демократии является Верховный Совет СССР. Состав ВС СССР формируется мандатной комиссией по представлению аппарата ЦК КПСС на основе определенной заранее демонстрационной социальной, половой и профессиональной структуры, а также при учете необходимости включения в состав ВС всех наиболее крупных руководителей КПСС и Совета Министров СССР.
Мандатная комиссия назначает по одному кандидату в депутаты в каждом избирательном округе, после чего производится праздничная процедура, именуемая "выборами", участие граждан в которой и голосование "за" единственного кандидата обязательны.
Статья 16. Верховный Совет СССР собирается два раза в год для демонстрационного "утверждения" плана, бюджета и указов президиума ВС. Все решения ВС принимаются по предложениям Президиума ВС и(или) Политбюро ЦК КПСС открытым голосованием, единогласно.
Статья 17. Единственным принципом разделения власти в СССР является принцип разделения власти и ответственности.
Высшим хозяйственным органом в СССР, отвечающим перед Политбюро за исполнение его решений и перед общественностью в случае неправильности решений Политбюро, является Совет Министров СССР. Председатель Совета Министров СССР является "завхозом" СССР, входит в состав Политбюро ЦК КПСС и отвечает перед ним за хозяйственную политику. Председатель СМ СССР может являться полновластным главой государства, если является одновременно генеральным секретарем ЦК КПСС.
Статья 18. Все решения Верховного Совета СССР, его Президиума, Совета Министров СССР единогласно принимаются по предложениям Политбюро ЦК КПСС либо соответствующего отдела ЦК КПСС.
Статья 19. Высшими органами приведения в исполнение силовых решений партгосноменклатуры являются органы Комитета государственной безопасности СССР (КГБ). Органы КГБ создаются в рамках любой государственной, общественной или иной структуры на территории СССР и предназначены для провоцирования населения, вербовки представителей населения в свои секретные сотрудники, контроля за настроением населения и оперативного наказания его представителей в неустановленном порядке. Органы КГБ служат также для пропаганды своего существования с целью запугивания населения для повышения его управляемости.

III. Прочие органы государственной власти в СССР

Статья 20. Высшим органом власти союзной и автономной республики, края, области, города, района является бюро соответсвующего комитета КПСС, а высшим должностным лицом - первый секретарь этого комитета, который назначается и смещается с должности по представлению аппарата КПСС вышестоящим комитетом КПСС.
Бюро комитета КПСС ССР, АССР, края, области и т.д. полновластно на соответствующей территории и своими решениями формирует хозяйственные органы (исполкомы, советы министров), судебные органы, а также Советы народных депутатов - специальные декоративные органы, предназначенные для пропаганды мнимого существования в СССР демократии на всех уровнях и обоснования термина "советская власть". Бюро комитета КПСС при этом находится в абсолютном и обязательном подчинении у вышестоящего партийного органа.
Статья 21. Партгосноменклатура создает в рамках своей системы специализированные органы власти, именуемые "профессиональными союзами" (профсоюзами). Профсоюзы предназначены для установления системы мер внегосударственного контроля за трудовой деятельностью населения, пресечения любых действий по самостоятельной организации трудящихся для защиты своих прав, недопущения забастовок, а также для распределения специально выделенных минимальных денежных средств между трудящимися (в виде предоставления льготных путевок, оплаты больничных листов и пр.) с целью закрепления этих трудящихся за соответствующими предприятиями и учреждениями.
Статья 22. Госорганы управления культурой и искусством включают в себя министерство культуры, комитет по печати и книгоиздательству, Гостелерадио СССР, творческие союзы писателей, композиторов и художников и пр.
Эти органы работают под управлением соответствующих отделов КПСС и КГБ и предназначены для управления гуманитарной жизнью населения. Они незамедлительно и произвольно пресекают попытки населения создавать произведения культуры и искусства или ознакамливаться с ними, коль скоро эти произведения являются антисоветскими или не являются советскими. Степень советскости или антисоветскости, за исключением явных случаев, устанавливается работниками госорганов управления культурой и искусством самостоятельно, на основе номенклатурной интуиции (партийного чутья).
Статья 23. Партгосноменклатура создает в своей системе по мере необходимости специальные органы власти, именуемые "общественными организациями", такие как Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (комсомол), Комитет советских женщин, Общество охраны природы, ДОСААФ, Комитет защиты мира, Антисионистский комитет советской общественности и др. Эти организации предназначены, во-первых, для имитации существования таких организаций, во-вторых, для недопущения создания таких организаций, в-третьих, для установления мер дополнительного контроля за представителями населения, объединенными в разные социальные, профессиональные, возрастные и половые группы.
Статья 24. Для поддержания порядка среди части населения, чьи действия не представляют угрозы для партгосноменклатуры, а также для бытового силового обеспечения управляемости населения создаются органы милиции. Милиция предназначена для пропаганды якобы успешной борьбы с преступностью в форме информирования о выполнении планов раскрываемости, устрашения непреступных представителей населения, тотального контроля за передвижением граждан по СССР путем ведения режима прописки, а также для ведения борьбы с уголовной преступностью, коль скоро это не противоречит интересам КПСС и КГБ.
Режим прописки (паспортный режим) служит для повышения управляемости населением, а также для обеспечения защиты лучше снабжаемых столичных и иных категорийных городов от наплыва населения из местностей низшей категории.
Статья 25. Составы судов и прокуратуры формируются в обычном номенклатурном порядке. Решения партийных органов, принимаемые до проведения следствия и суда, обязательны для судов при вынесении ими судебных решений вне зависимости от результатов судебного рассмотрения. Уголовное дело против гражданина, являющегося членом КПСС, может быть возбуждено только после соответствующего решения партийного органа об исключении названного лица из КПСС. Следственные действия против лица, входящего в партгосноменклатуру, могут быть начаты только по инициативе вышестоящего партийного органа.
Статья 26. Вооруженные Силы СССР являются органами сплошного и поголовного воспитания населения в духе готовности к тотальной управляемости и категорического недопущения качания прав. Для проведения воспитательных мер в Вооруженных Силах, в состав которых подлежит призыву все мужское население страны в возрасте 18 лет, создается режим Дедовщины, в соответствии с которым устанавливается строгое силовое пресечение старослужащими солдатами (матросами) любого качания прав со стороны молодых солдат (матросов). Дедовщина есть краеугольный камень советских Вооруженных Сил как мощного воспитательного органа и подлежит негласной защите и поощрению со стороны офицерского состава.
Вооруженные силы служат также для пропаганды существования у СССР мощи и для запугивания потенциального противника. Небольшая часть Вооруженных Сил предназначена для ведения боевых действий.
Статья 27. В СССР создаются средства массовой информации - газеты, журналы, телевидение и радиовещание - являющиеся информационными и пропагандистскими органами партгосноменклатуры. Они предназначены для доведения до населения точки зрения партгосноменклатуры, санкционированной дезинформации с целью отвлечения внимания трудящихся от их насущных проблем, имитации наличия в СССР свободы слова.
Любая информация, публикуемая тиражом более 0 экземпляров, подлежит цензуре (литованию), осуществляемой органами Главлита и иными структурами КГБ СССР. Публикация тиражом в 1 и более экземпляров незалитованных материалов, вне зависимости от их содержания, является тягчайшим государственным преступлением.
Публикация средством массовой информации критического материала о каком-либо должностном или ином лице, предприятии, организации предпринимается исключительно с санкции и по поручению компетентных инстанций и влечет за собой незамедлительное наказание объекта критики.

IV. Вопросы жизни партгосноменклатуры

Статья 28. Вступление лица в состав партгосноменклатуры необратимо. Включенное в состав партгосноменклатуры лицо - кадровый работник - остается в ней пожизненно. Любое наказание кадрового работника не выводит его из состава партгосноменклатуры.
Статья 29. Кадровый работник имеет право негласно нарушать ряд законов, правил и норм жизни населения при условии неукоснительной преданности интересам партгосноменклатуры, самоотверженной защиты ее исконных прерогатив от любых поползновений населения.
Статья 30. В качестве исключительной меры, вплоть до утраты необходимости ее применения, допускается выведение из состава партгосноменклатуры за злостную деятельность в пользу населения. Выведение из состава партгосноменклатуры, как правило, сопровождается заключением в тюрьму, помещением в психиатрическую лечебницу, либо смертной казнью.
Статья 31. Кадровому работнику, в зависимости от занимаемого им уровня, устанавливается соответствующий этому уровню уровень обеспечения товарами, услугами, жильем и пр. через специализированную систему спецраспределителей. Кадровый работник, за исключением пропагандистских целей, не пользуется товарами и услугами, распределяемыми среди населения.
Статья 32. Дети, родственники и знакомые кадрового работника пользуются покровительством партгосноменклатуры, но и находятся под ее особым контролем. Дети кадрового работника пользуются преимущественным правом при отборе кандидатов на включение в партгосноменклатуру, но и преследуются с особой строгостью за недостаточную преданность и потенциально нелояльное поведение.
Статья 33. Вокруг партгосноменклатуры создается группа специнтеллигентов - спецписателей, спецжурналистов, сецхудожников, спецученых и спецевреев - не являющихся кадровыми работниками. Они пользуются рядом номенклатурных привилегий, соответствующих нижним уровням должностей, и попустительством контрольных органов за нарушения норм жизни населения, выражающиеся в богемном поведении, при условии неукоснительной преданности и беспрекословного исполнения заданий. На специнтеллигентов не распространяется действие ст. 28.

V. Вопросы жизни населения

Статья 34. Представитель населения, чистосердечно боящийся всевластия советской власти, признающий безусловную руководящую и направляющую роль, от души удовлетворенный жизнью, готовый перенести любые тяготы и лишения, благодарный за любые собственные успехи руководству страны и удовлетворяющий всем требованиям номенклатурных органов, считается настоящим советским человеком и, как правило, не подлежит наказанию без причины.
Все остальные представители населения, которые еще не осуждены за преступную деятельность или не ликвидированы каким-либо иным способом, являются подозрительными и могут быть наказаны в превентивном порядке.
Статья 35. Труд обязателен. Уклонение от труда запрещено. Трудом является работа в государственном промышленном предприятии, учреждении, в государственном сельскохозяйственном предприятии (колхозе, совхозе), в иных государственных органах и службах, а также индивидуальная деятельность творческого работника, санкционированная соответствующими контрольными органами, вне зависимости от того, связана ли эта работа с совершением каких-либо полезных или бесполезных действий. Любая иная работа, вне зависимости от ее общественной, государственной и иной полезности, трудом не является и признается общественно опасным уклонением от труда (тунеядством).
Представитель населения обладает всей полнотой трудовых прав, если их ему пожелает предоставить его непосредственный начальник.
Статья 36. Каждый представитель населения считается имеющим социальную принадлежность, каковых существует три, расположенных в порядке убывания: из рабочих, из колхозников, из служащих. При прочих равных условиях более высокая социальная принадлежность является заслугой. Социальная принадлежность включается в анкету и подлежит учету при принятии в учебное заведение, на работу, в члены КПСС, решении вопроса о выезде в загранпоездку и пр.
Статья 37. Каждый представитель населения считается имеющим национальность, которая записывается в его паспорт. Национальность не связана с гражданством, родным языком, самоощущением или этнической принадлежностью лица, а носит неопределенно-генетический (расовый) характер и должна совпадать с национальностью одного из родителей. Национальность включается в анкету и подлежит учету при принятии в учебное заведение, на работу, в члены КПСС, решении вопроса о выезде в загранпоездку и пр.
Статья 38. Евреем является лицо, являющееся по национальности евреем, либо являющееся родственником какого-нибудь еврея.
Еврей подозрителен.
Статья 39. Выезд в загранпоездку является одной из высших форм социального поощрения за безупречное и заслуживающее доверия поведение. Как правило, выезд в загранпоездку лиц, у которых при этом в СССР не остается в качестве заложников ближайших родственников, не допускается.
Выезд за границу на постоянное место жительства или желание такого выезда считается тягчайшим государственным преступлением - изменой Родине - и, как правило, не допускается. Выезд за границу на постоянное место жительства, произведенный путем невозвращения из загранпоездки, карается вплоть до смертной казни.
Выезд за границу на постоянное место жительства может быть допущен в порядке исключения только в случае какого-либо известного антисоветского лица для прекращения международной шумихи, а также в случае еврея, в отношении которого не существует повода для отказа по соображениям секретности.
Всякий еврей подозревается в желании выехать за границу на постоянное место жительства.
Статья 40. Бога нет. Всякий верующий в бога подозрителен. Вера в бога является суеверием и пережитком. Вера в несуществование бога (атеизм) обязательна и преподается в учебных заведениях в обязательном порядке.
В качестве органа пропаганды мнимого наличия в СССР свободы совести, а также для упрощения и централизации слежки за верующими со стороны КГБ, разрешена Церковь. Она управляется специальным номенклатурным органом - Советом по делам религий, - а также КГБ напрямую. Под контролем Совета и КГБ при них создается "церковное священноначалие", которое, по возможности, формируется из числа действующих сотрудников КГБ и сотрудников действующего резерва КГБ.
Религиозная литература, включая Библию и Коран, является антисоветской. Всякая религиозная деятельность среди населения, связанная с пропагандой веры в бога и с религиозным воспитанием детей, является злостной антисоветской деятельностью и подлежит немедленному пресечению со стороны карательных органов. Священники любой разрешенной церкви обязаны неукоснительно доносить в КГБ и иные контрольные органы о преступной религиозной деятельности своей паствы, в противном случае они подлежат лишению сана.

VI. Внешняя политика Советского государства

Статья 41. Стратегической целью внешней политики Советского государства является ликвидация во всем мире системы власти, опирающейся на участие населения в управлении государством, и установление прямого контроля партгосноменклатуры над населением всего мира.
Статья 42. Тактической целью внешней политики Советского государства, до тех пор пока существуют технические и тактико-технические препятствия для осуществления стратегической цели, является причинение максимального вреда потенциальному противнику, включая поддержку любых сил, разрушающих его политическую и общественную систему и убивающих представителей населения.
Статья 43. Основным принципом внешней политики Советского государства является абсолютная и полная относительность всех принципов, коль скоро необходимость их нарушить диктуется интересами партгосноменклатуры.

VII. Порядок действия настоящей Неконституции и основанных на ней Незаконных Актов

Статья 44. Настоящая Неконституция не подлежит опубликованию, содержание ее секретно, разглашение сведений о ее существовании не допускается. Настоящая Неконституция и основанное на ней секретное Незаконодательство подлежит неукоснительному и безусловному выполнению с момента засекречивания.
Незнание неконституционных норм и правил жизни в СССР усугубляет ответственность за их неисполнение.
ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ ВЫПУСКАЮЩЕГО РЕДАКТОРА
В "Панораме" существуют разные мнения относительно достоинств ельцинской Конституции, в которых Д.Юрьев не сомневается (или не сомневался в конце 1994, когда он писал этот текст), относительно "проклятости" прежней Конституции и особенно относительно способа перехода от одной к другой. В любом случае, прошедшие полтора года показывают, что и эту Конституцию власти выполняют не всегда и не во всем, а иногда - с точностью до наоборот. Не говоря уже о тех статьях, которые, видимо, вообще не предназначались для выполнения и дают широкий простор "правовому воображению" (термин С.Шахрая) исполнительной власти. И мы ожидаем, что вскоре Дмитрий или кто другой воссоздаст новую действующую Неконституцию Российской Федерации.


ПАНОРАМА