(by TRANSLATE.RU)
ПАНОРАМА
Размышления на ВаршавкеN1(35), июль 1993

ПО ТУ СТОРОНУ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ


Андрей Новиков в 1989-1990 гг. был постоянным автором "Панорамы", специализируясь главным образом на обличении "Демократического союза". Потом дорожки наши разошлись, и за последние три года А.Новиков успел опубликовать свои статьи, кажется, во всех заметных изданиях во всем политическом спектре.
Когда в начале года мы получили от него письмо с этой статьей, А.Новиков работал экспертом у Кургиняна и писал, что в широкой известности своих взглядов не заинтересован и именно поэтому посылает свою статью в столь малотиражную газету, как "Панорама". С тех пор, однако, он успел раскрыться перед своим работодателем (антипатриотическим текстом в "Московских новостях"), поссорить его своими статьями с Прохановым, поссориться с Кургиняном сам, а потом и помириться.
Андрей Новиков, бесспорно, "панорамский" автор, оказался где-то совсем в другом "лагере", но тем более он нам интересен.

Три знаменательных события произошли во второй половине июня прошлого года. Вспышка на Солнце, резня в Бендерах, пикеты у "Останкино".
Выступая на пресс-конференции 23 июня, Александр Проханов сказал: "В оппозицию влились новые энергии, как правые, так и левые".
Как заметило бы в этом случае "Агентство "Дня", вспышка на Солнце стала называть себя духовной оппозицией.

Но во всем виноват Демократический союз.
Немногим было знакомо смешанное чувство отвращения и любопытства, с которым три года тому назад разворачивали газету "Свободное слово". С первой же полосы, с заголовков, набранных крупным шрифтом, обрушивалось: "фашисты!", "Партократы!". Множество синонимов, смысл один - ОНИ. "Мы" и "они". "Наши" и "не наши".
Невзоров не был оригинален, когда невзначай реанимировал эту формулу гражданской войны. Общество уже до него было поделено на "красных" и "белых".
Затем кончилась эпоха "Свободного слова", началось время "Демократической России", "Свободное слово" было не газетой - многоразовой листовкой. "Дем. Россия" стала многотиражным плакатом.
Кажется, никто, за исключением Глеба Павловского, так и не решился вслух высказать свое отношение к этой демократической бесовщине. Впрочем, и его статья "Своя обезьяна" в "НГ" осталась почти незамеченной. Стоит ли обращать внимание на мелочи, морщились демократы, придираться к стилю? Все мы, мол, делаем одно общее дело.
Мало кто уже тогда задумывался о том, что стиль куда важнее содержания. Кто мог подумать, что "Дем.Россией" и "Свободным словом" дело не ограничится и вскоре над Москвой пройдет не обезьяна - чудовище Кинг-Конг с мохнатым патриотическим знаменем и корявой рукой содрогнет Останкинскую башню?..

Теперь, вынимая из ящика другую газету, я морщусь от самоназвания "Орган духовной оппозиции". Первая в стране партия социальной провокации, помнится, именовала себя "оппозицией тоталитаризму".
Сомнений нет: это та же газета. "Свободное слово" переименовано в газету "День".
Не вызывает сомнений чувство брезгливости, с которым я вновь читаю: "Ублюдочное оккупационное правительство", "пульсирующая матка сионизма", "за что мы его будем судить".
Вечные сюжеты смутного времени. Опять "мы", которые опять кого-то собираются судить. Ну разве что еще немного еврейской тематики. Но это просто дань традиции. Евреи - символ вечного "ОНИ". Раз есть "мы", то должна быть и "они". Партократы, демократы, сионисты, какая разница?
И, конечно, незабываемое скандирование: "фа-шизм не прой-дет!!!". Ребята из ДС переоделись в "Трудовую Москву", а лозунги даже не сменили.

Но! Кто бы мог подумать! Все-таки газета "День", мистик, заумник Александр Проханов!
Март 1991 года. Я впервые пришел в редакцию "Дня". Позади три года метаний, разочарований, оставившие только одну воспаленную мысль, один императив: "Нельзя допустить разрушения государства - в наших условиях оно станет и разрушением общества". Я стал консерватором тогда, в 24 года. Да и что еще, скажите, делать в 24 года, если Ельцин в 60 лет вдруг становится радикалом? Консерватизм перестал быть прерогативой "левых" и "правых", он стал прежде всего экзистенциальным состоянием, единственно возможной реакцией мыслящего человека на безумие, творящееся вокруг.
Мог ли представить себе тогда, как незначительно расстояние, отделяющее консервативную газету от революционной листовки?
Принимал меня Проханов. Как всегда, он был поэтичен, интеллектуально витиеват, мягок и добродушен. Впервые я видел его так близко - аристократические крупные черты лица делали его похожим на русского боярина.
"Вы либерал? Очень хорошо. В рамках нашей газеты все идеологии сольются ради возрождения государства: коммунисты, монархисты, либералы, правые и левые."
Через неделю на первой полосе "Дня" вышло мое эссе "Призрак политической обезьяны". А спустя год к либералам, коммунистам и монархистам, сообща возрождающим государственность, присоединилась Лера Новодворская.
Новодворская - автор "Дня", объединенной лево-правой оппозиции. Можете ли вы себе такое представить? Впрочем, если Проханов с мегафоном ходит на митинги, почему бы Новодворской не печататься в "Дне", а Жириновскому не стать президентом Соединенных Штатов?
Мне стало грустно, господа. С государственностью у нас начались какие-то необратимые изменения.

Осенью того же года Проханов вскользь обронил во время интервью: "Вся перестройка - стратегическая, по сути дела космическая победа Елены Боннэр".
Елена Боннэр здесь ни при чем. Перестройка - это космическая победа Евгении Дебрянской.
Во всем виновата Евгения Дебрянская, персонаж из раннего ДС, что-то среднее между Лерой Новодворской и Машей Распутиной. Женечка, очаровательным хриплым голосом исполнявшая под гитару нацистские гимны, я в Вас ни минуты не сомневался! Вы были для меня загадкой эпохи.
Когда-то ближайший соратник Новодворской, теперь она ходит в черных галифе, обалдевая ребят из "Памяти". Эволюция ее взглядов один к одному соответствовала эволюции нашей обезьяньей эпохи. Период борьбы за светлые идеалы демократии закончился поздней осенью 1988 года. Сволочи, мерзавцы, они выгнали ее из ДС за пьянство, не поняв тонкой аристократической натуры.
Их было две аристократические натуры в этом плебейском Демсоюзе - Женечка и Катя Подольцева. Первого мая следующего, 89-го года бархатный баритон Д.Волчека через "Свободу" сообщил, что председателем Радикальной партии избрана (цитирую дословно) "известная советская правозащитница Евгения Дебрянская".
Известная советская правозащитница председательствовала над радикалами не больше года. Кончилось тем, что она грабанула из своей штаб-квартиры какие-то факсы(*) и образовала еще более радикальную Сексуальную лигу(**). ДемСоюз, между прочим, по ее словам, стал "очень консервативной организацией".
Так что с консерватизмом стали происходить те же самые процессы, что и с государственностью.

Да, господа, все начиналось с Демократического союза.
И вот я сижу в редакции газеты "День" и строю из себя либерала. "Либералов теперь нет, - говорит мне редактор политологии, большой поклонник Саддама Хусейна. - Какие теперь могут быть либералы при либеральных ценах?"
А какие, позвольте спросить, теперь могут быть государственники, когда от государства остались только хрен генерала Макашова в окопах Сталинграда и Фонд Горбачева? Не квинтэссенция ли "русской идеи" заплевывала целую июньскую неделю экраны телевизоров? Не государственная ли добродетель позвала толпу штурмовать "Останкино"? Не консерватор ли Проханов призывает к гражданскому неповиновению?..
Кто, как не вы, "государственники", призываете к "священной войне регионов против преступного центра"? Разве мог настоящий государственник написать такое: "Многие регионы постепенно переходят к противостоянию оккупационному правительству, явочным порядком перестав перечислять в Москву налоги на прибыль"? ("День", номер 13 за 1992 год). Вам не нравится правительство Ельцина? Это ваше право. Но, скажите, при чем здесь Российская государственность, при чем федеральный бюджет, распаду которого вы так радуетесь? Вы придумаете такой план спасения России, что от нее камня на камне не останется.
И что может быть абсурднее и безнравственнее самого понятия "русская партия"? Ведь если есть "русская партия", значит национальность перестает быть фактом - она становится актом моего политического выбора. То, что дано мне природой, Богом, ставится в зависимость от моих политических убеждений.

"Нашизм" - не самое плохое в этой страшной жизни. Можно даже по-человечески понять генезис этого явления. "Наши" - это ребята из Приднестровья, защищающие свой очаг, а не идеологические ценности. "Наши" - это русскоязычное меньшинство в Эстонии, один на один поставленное перед фактом дискриминации. Словом, "наши" - это "мы", извечная и внеидеологическая солидарность людей, оказавшихся перед общей опасностью. Мне кажется, это в большей степени человеческая, житейская, чем политическая категория.
Фашизм начинается не с "наших", а с его логического продолжения под названием "ваши". "Ваши" - это враги, чужаки, на которых не распространяются принципы человеческой солидарности. Это категория идеологическая, сознательно культивируемая, если хотите - искусственная, а потому лживая и провокационная. "Наши" рождаются стихийно, самой жизнью, "ваших" изобретают в московских кабинетах, обосновывают историческими ссылками, рисуют в образе Змея Горыныча. "Вашизм" - вот чего нужно опасаться. Помните, что говорил герой фильма "...": "ГБ - это не ВД, Шурик. ГБ - это ГБ".
__________________________________
* По имеющимся у нас сведениям, Е.Дебрянская сама себя не грабила. Да и вообще, консервативный пафос нашего старого автора здесь явно чрезмерен (прим. редакции).
** Очевидно, имеется в виду Ассоциация сексуальных меньшинств, от имени которой Е.Дебрянская проповедовала недавно лесбийскую любовь с экрана ТВ. Кроме того, она основала Либертарианскую партию. А вот к "Памяти" - в галифе или нет - отношения не имела. Возможно, автор перепутал госпожу Дебрянскую с ее бывшим мужем, бывшим членом Центрального Совета НПФ "Память" Александром Дугиным, ныне - крупным специалистом по мировым заговорам (прим. редакции).


ПАНОРАМА