(by TRANSLATE.RU)
ПАНОРАМА
Россия и Империя№ 10 (22), сентябрь 1990

Перед битвой за Днестр

Провозглашение 2 сентября Приднестровской АССР вне Республики Молдовы поставило маленькую республику на грань гражданской войны.
3 сентября премьер Молдовы Мирча Друк выразил готовность лично встать в ряды волонтеров для защиты суверенитета своей страны. Экстренно избранный открытым голосованием Верховного Совета президент Снегур получил полномочия распускать местные Советы и лишать депутатов мандата.
В гагаузскую и преднестровскую автономии выехали парламентские делегации, но это отнюдь не означает какой-либо формы признания. Не признал эти автономии и Горбачев.
Обе стороны конфликта в Приднестровье имеют опыт кулачного решения политических разногласий. Вряд ли останется нейтральным и формируемый молдавским правительством корпус карабинеров.
Сегодня многое зависит от позиции центра, тактики внутренних и прочих войск. Но еще больше – от того настроя, с которым вступили в сегодняшнюю ситуацию основные политические силы в Молдове – Народный Фронт и коалиция Интердвижение-Союз трудящихся – Объединенный совет трудовых коллективов.
Наш корреспондент Е.ТРОПНИКОВ еще до начала нынешнего кризиса побеседовал по телефону с их представителями.

ВЛАДИМИР СОЛОНАРЬ – ИНТЕРДВИЖЕНИЕ МОЛДАВИИ
– Есть ли какие-нибудь течения внутри Интердвижения?
– В общем, это уже неважно. Конечно, какие-то различия во мнениях существуют между людьми, но в связи с такой остротой ситуации они отходят на второй план. Потому что увольняют с работы, оскорбляют, бьют независимо от того, каких взглядов придерживается человек, а в зависимости от графы в паспорте, родного языка, и здесь уже способность противостоять, не покориться этому давлению оценивается больше, чем все остальное.
– В декларации Союза Трудящихся высказывалось недовольство нападками на руководящую роль КПСС. Каково отношение в Интердвижении к руководящей роли КПСС?
– Да никакого вообще. Дело в том, что это вопрос, который имеет уже чисто академическое значение. Нет руководящей роли КПСС, нет руководящей роли КПМ, и никого это особенно не интересует. И когда-то, когда все это было актуально, когда руководящая роль была, шли споры и в Интердвижении.
– То есть компартия почти ушла с политической арены?
– Фактически, да. Она деморализована, она не способна принять никакое решение, ее никто не слушает, никто не интересуется тем, что она говорит.
Особенность положения в национальной республике, в частности, в нашей, состоит в том, что за лозунгами, словами, символами, значками, которые являются на первый взгляд сугубо политическими, стоит совершенно иное содержание, чем наблюдается в целом по стране.
Этого сплошь и рядом не понимают и понимать не хотят, видят ситуацию обычно очень примитивно и в двух цветах, что с одной стороны есть прогрессивные, хотя и с националистическим уклоном, Народные фронты, а с другой стороны – организации русскоязычных, которые стоят на консервативных позициях. Но на самом деле это не так.
Если Вы поедете в Тирасполь и поговорите с тамошними людьми. Вы увидите, что это обычные люди, которые очень напуганы перспективой гражданской войны в республике, которые хотят, чтобы их оставили в покое, но которые совсем не настроены ни прокоммунистически, ни неоконсервативно, а мечтают о свободной экономической зоне, говорят о частной собственности.
– Возможен ли диалог с Народным Фронтом?
– Для того, чтобы был диалог с Народным Фронтом, надо, чтобы Народный Фронт этого хотел. Но Народный Фронт этого не хочет. Тактика Народного Фронта состоит не в том, чтобы вести диалог с Интердвижением, или любой другой организацией, а в том, чтобы подавить всякое сопротивление, деморализовать, растоптать, чтобы дать понять людям, кто здесь истинный хозяин. Они рассуждают по принципу: была ваша власть, теперь стала наша, потому что власть коммунистов воспринимается как власть русских.
– Народный Фронт говорит, что они не против диалога с Интердвижением, что Интердвижение не идет на диалог и, более того, ведет себя агрессивно.
– Ну как Интердвижение может вести себя агрессивно по отношению к Народному Фронту? Это же смешно! Это ситуация – диалог петуха с топором, вот у нас какой диалог.
– Насколько серьезно стоит в Молдавии вопрос о воссоединении с Румынией?
– Народный Фронт, во всяком случае нынешнее руководство Народного Фронта, достаточно ясно заявило о своей позиции на II съезде. После этого наблюдается отход от НФ его сторонников (то есть молдаван, потому что других нет). Большинство населения против.

ГАЛИНА ГРИГОРЬЕВА – НАРОДНЫЙ ФРОНТ
– Насколько я знаю, сейчас поднимается вопрос о воссоединении с Румынией?
– Вы понимаете ошибочно, поскольку этот вопрос не поднимается вообще. Не воссоединение, а свобода культурных связей, отношений, Европа без границ.
– Высказываемая на многих демонстрациях мысль о депортации русскоязычного населения: это позиция Народного Фронта или хотя бы части его лидеров, или отдельных «горячих голов»?
– Дело в том, что у нас принят новый закон о государственном языке, и все жители Молдовы (в отдельных городах – до 1995 года) должны знать язык, необходимый минимум. Очень многие товарищи противятся этому, не хотят обучаться языку.
Они очень агрессивны, это провоцирует молдавское население, поэтому возникают мысли, о том, чтобы те, кто не хотят нас уважать, не хотят изучать наш язык, ехали к себе домой, там у них не будет таких проблем.
– То есть или человек учит молдавский язык, или он уезжает – такой выбор?
– Есть закон. Закон принят. Люди должны знать язык. Необходимый минимум. Закон для всех один.
– Гагаузы объявили свою автономию. Каково Ваше отношение к этому?
– Это незаконно.
– Возможны ли какие-то шаги им навстречу в плане автономии?
– Они не коренная национальность.
– Но проживают они довольно давно.
– С 1812 года.

ВЛАД КУБРЯКОВ, специалист по вопросу гагаузов
– Гагаузы приехали сюда после 1812 года, когда Бессарабия была аннексирована царской Россией, с нынешней территории Болгарии. До сих пор основная часть гагаузов проживает там. Их считают турками, они себя считают турками-угузами, или гёг-угузами, то есть синими или голубыми угузами, говорят они на турецком языке, исповедуют христианскую православную веру.
2% населения республики, которые составляют гагаузы, это даже не гагаузский народ, а представители гагаузского народа. У нас это практически 20 сел, центр – поселок Комрад. У нас евреев больше, чем гагаузов, а еще больше у нас болгар, а еще больше русских, а еще больше – украинцев. Почему не создать для каждого государство? Государство в государстве, да еще в таком маленьком государстве, как Молдова, – разве это мыслимо?

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

ПАНОРАМА