(by TRANSLATE.RU)
ПАНОРАМА
 N 3, май 1989

ДВИЖЕНИЕ МИЛОСЕРДИЯ: НАЧАЛО ПУТИ

Много интересного, даже удивительного произошло в общественной жизни нашей страны за последние годы: демонстрации, забастовки, митинги в поддержку (или против) чего угодно, листовки и неподцензурные газеты и журналы. Возникли "неформальные" политические группы, организации и даже партии. Есть практически все: от крайне левых до всегда правых (причем независимо от того, с какой стороны смотреть). А наряду с политикой, быстро и легко захватившей истосковавшиеся по самовыражению, по протесту умы, появились более тихие движения: например, движение милосердия.
Движение милосердия... Это то, что направлено на улучшение жизни наиболее нуждающихся в помощи граждан нашей страны: престарелых, инвалидов, больных, детей-сирот и других - тех, кому хуже чем остальным. Причем, что важно, улучшение жизни не всех сразу и в будущем, с помощью реформ, а хотя-бы кого-то и сейчас, личным участием. В этом смысле движение милосердия - не политическое.*
Для СССР это движение (вообще благотворительность) не является просто "хорошо забытым старым". Тех, кто мог "забыть" уже нет в живых. Для СССР это нечто новое - не милосердие, как чувство, а какие-либо организованные формы его проявления. Так что же мы сейчас имеем?
Осенью 1987 года по ТВ показывают как группа молодых людей в Ленинграде борется за возможность открыто проявлять свое милосердие. Один из них, Алексей Лушников, говорит об этом миллионам телезрителей. Ранее, в марте, "Литературка" публикует очерк-размышление Даниила Гранина "О милосердии". Тема подхватывается всей прессой. В январе 1988 года Д.Гранин встречается с М.С.Горбачевым и получает "добро" на создание Общества милосердия. При полной поддержке ленинградского обкома и горкома такое общество создается 5 апреля 1988 года и вскоре регистрируется, получает собственное помещение, счет, печать, выход к средствам массовой информации и т.д. Д.Гранин - председатель правления, А.Лушников - один из его заместителей.
В Москве тоже кое-что происходит. Редакция комсомольского еженедельника "Собеседник" объявляет в декабре 1987 года через программу "Взгляд", а потом и через городские газеты, о создании штаба "Милосердие". В январе 1988 года в Свердловском районе Москвы официально регистрируется любительское объединение "Милосердие" при молодежном центре РК ВЛКСМ.
Группы милосердия возникают и в других городах страны: летом 1988 года их было известно более 20, а в декабре в Ленинграде собрались представители из 53-х городов. Таким образом правомерно, пожалуй говорить о наличии движения милосердия в СССР. Кое-что уже ясно. В частности - какими путями оно может пойти и идет.
Есть люди, нуждающиеся в помощи, и люди, которые хотят помочь. Какие-то проблемы решаются с помощью денег, но какие-то - не решить с их помощью принципиально: можно завалить Дом ребенка игрушками, одиноких - продуктами и вещами, и что? Человека сочувствующего, милосердного, любящего ничто не заменит. Но и без удовлетворения минимальных физических потребностей не обойтись. Отсюда ясно, что развитие движения милосердия может идти двумя путями: п е р в ы й - забота об обеспечении приемлемого уровня жизни одиноких престарелых и инвалидов, многодетных семей, детей-сирот и т.д. Для этого нужны д е н ь г и, т.е. различные фонды, благотворительные кооперативы, общественные службы социальной помощи, аналогичные соответствующим службам собесов и Красного Креста. Так, главным образом, развивается движение милосердия в Одессе, где создан Фонд социальной помощи им.доктора Ф.П.Гааза, задача которого - "заставить служить милосердию кооперативное движение" ("Комсомольская правда", 06.01.89, с.1). И уже более 30 кооперативов делают взносы в этот фонд. В планах - создание Центра милосердия для одиноких и больных стариков, профилактические осмотры, бесплатные обеды и т.д. Такой же идеологией руководствуются в своей деятельности в Иваново.
В т о р о й путь - это создание о б щ е с т в, объединяющих тех, кто оказывает посильную бескорыстную личную помощь нуждающимся. Во многом это аналогично религиозной благотворительности, существующей на Западе (и существовавщей в нашей стране до принятия известных антирелигиозных законов): добровольцы ухаживают за больными, престарелыми, инвалидами, детьми-сиротами. Такой подход более характерен для Ленинграда, Москвы, Воронежа, Ашхабада и др. городов. Это путь возрождения и воспитания чувства милосердия, путь гуманизации общества. С помощью денег можно накормить и одеть одиноких стариков, улучшить жизнь в Домах престарелых, Домах ребенка и Детских домах. Но - нельзя предотвратить одиночества, нельзя предотвратить того, что наши сограждане сдают своих родителей или детей на попечение государства. Деньги и фонды сами по себе не воспитают сострадания и милосердия, не воспитают гуманизм. Это делается примером личного участия в судьбах других людей.
Очевидно, не имеет смысла спорить о том, как надо и что нужнее. Надо - и так и этак; нужно - и то, и другое. Кому что милее по сердцу, тот пусть тем и занимается, вариантов много. В каждом из городов движение милосердия развивается и тем и другим путем. Особенность нашей страны - низкий уровень жизни, большое количество людей, о с т р о нуждающихся в помощи: чаще всего приходится заботиться не о психологической поддержке, а о том, чтобы люди были накормлены, одеты и более-менее ухожены. В последние годы в Москве заметно улучшилась государственная служба социальной помощи: сняты излишние ограничения, на обслуживание берут практически всех нуждающихся. Все больше благотворительной активности проявляют кооперативы и Советский фонд милосердия и здоровья (городское отделение). А наряду с этим многие верующие-прихожане храмов, светские группы и отдельные граждане регулярно ходят в больницы, детские учреждения, Дома престарелых.
К сожалению, информации о движении милосердия очень мало. Созданный в декабре в Ленинграде оргкомитет Всесоюзной ассоциации милосердия за 4 месяцы ни разу не собирался; своего информационного центра тоже нет.
Что мешает развитию движения милосердия? Предприятия, творческие союзы и кооперативы у нас не настолько богаты, чтобы регулярно жертвовать крупные суммы на благотворительные цели. Государство, если бы и хотело тратить больше на беспомощных людей, практически не в силах этого сделать (принятие нового закона о пенсиях все откладывается и откладывается). Развитие движения милосердия, основанного на бескорыстном личном участии, ограничивается существующим антирелигиозным законодательством (для Церкви) и сдержанным, в лучшем случае нейтральным, отношением к нему властей. Кроме Ленинграда нигде больше о б щ е с т в милосердия не учредили (юридический отдел Моссовета, например, счел это "нецелесообразным"). Похоже, что где-то "наверху" было решено провести эксперимент в рамках одного города. Почему, кому и как создание таких обществ может помещать - вопросы, требующие отдельного ответа.
Вряд ли удастся остановить развитие движения милосердия, вернуть все вспять - это движение выражает потребность души; если и удастся, то только вместе со всем остальным. Многие хотят, чтобы у нас было построено общество "с человеческим лицом". Еще важнее, думаю, чтобы оно было и с человеческими чувствами.

х х х

P.S. 22 апреля в Ленинграде проходило 1 заседание Оргкомитета Всесоюзной Ассоциации Миловердия (ОК ВАМ). Были представлены семь городов, но присутствовали не все члены самого ОК. Было сообщено, что общества "Милосердие" учрежденны официально еще в нескольких городах.
Заседание, на мой взгляд, было подготовлено плохо: ни один документ (Устав, Программа и т.п.) не рассматривался, более того - почему-то возник вопрос о самой необходимости ВАМ. Ленинградцы предлагали включать в будущую ассоциацию только городские общества с официальным статусом, москвичи энергично возражали. Д.Гранин скептически отнесся к тому, чтобы возможна была регистрация такого Устава ВАМ, который позволял бы включать в нее любые общества и группы "Милосердия", в том числе без статуса и религиозные.Решено собраться в следующий раз 3 июня и рассмотреть конкретные проекты Уставов.

Ю.Зарецкий
10.04.89 г.

____________________________
* Я не противопоставляю милосердие политике: можно заниматься и тем, и другим одновременно.


ПАНОРАМА