(by TRANSLATE.RU)
ПАНОРАМА
 N 1, апрель 1989

Культурное возрождение


фото: выступает о.Александр Мень

В последнее время очень часто приходится слышать об упадке отечественной культуры и довольно редко удается увидеть человека, всерьез занимающегося "культурничеством". Занятие это со времен "хождения в народ" неоднократно подвергалось осмеянию и подменялось ликбезом и всеобщим обязательным средним образованием. Но "культурничество" все-таки не умерло, и сейчас существует уже множество официальных, а чаще - полуофициальных и вовсе неформальных клубов этого направления. И вот 2-го ноября 1988 года родилось общество "Культурное возрождение".
Целями "Культурного возрождения", согласно Уставу, принятому на учредительной конференции, являются:
"- возрождение духовных ценностей отечественной и мировой культуры,
- проведение просветительской работы в историко-культурной области,
- повышение уровня знаний населения,
- воспитание у него верного исторического сознания, чувства сопричастности с историей нашей страны, уважения к культурному наследию ее народов, интернационализма."
Некоторая казенность языка Устава не должна смущать: он все-таки предназначен для регистрации. Но в этих немногих строках суть нового начинания отражена верно. Так же как и в самом названии общества.
На сегодняшний день "Культурное возрождение" - это несколько десятков гуманитариев, взваливших на себя немалую ношу организационных хлопот и собственно практической работы. В перспективе общество планирует раздвигать все необходимые формы работы: лекции, выставки, семинары, кинолектории, издание бюллетеня и т.д. Сегодня из этого реализуются два направления. Первое - организация отдельных вечеров в клубах и ДК /уже провели первый в нашей стране вечер памяти Н.Бердяева, начат цикл лекций "Культура и религия"/. Второе - "независимый институт совершенствования учителей", о нем следует рассказать подробнее.
Длительная идеологизация культуры и общее падение ее уровня пагубно сказалось на школьных учителях-гуманитариях. И теперь заштампованность их сознания, и превратные и отрывочные представления об истории и культуре, особенно отечественной, не просто передаются, но приумножаются у их учеников. Попросту говоря, общество становится со временем не более, а менее цивилизованным. Тут уже уместно говорить не о "перестройке", а о спасении. И "Культурное возрождение", не считаясь с малостью сил, взялось за эту задачу: ведь если не начать сегодня, неизвестно, до чего мы докатимся завтра.
Общество организовало два лектория. Один, по четвергам в школе N67, специализируется на вопросах литературы, философии, истории культуры. Другой, по вторникам в школе N109, - на истории и современной политике.
Лекции рассчитаны на учителей и старшеклассников, но вход свободен и для остальных. Аудитория неспециалистов подразумевает и популярный характер лекций, что не означает, однако, будто читают их второразрядные популяризаторы: среди лекторов - Сергей Аверинцев, о.Александр Мень, Алла Латынина и др. /Начало лекций в 18.00. Справки по школе N67: 148-75-30, 148-15-32, по школе N109: 438-21-74/.
Если к перечисленным именам добавить самого председателя общества, известного культуролога и лингвиста, Вячеслава Иванова, можно уже приблизительно представить идейный, мировоззренческий облик "Культурного возрождения". В беседе с заместителем председателя историком В.И.Илюшенко я попытался уточнить возникшее у меня впечатление. Вот, например, в Уставе ни разу не употребляется слово "социализм"; в документе, представляемом в инстанции, такое умолчание не может быть случайным. Наше общество, - поясняет В.И.Илюшенко, - занимается не политикой и не политэкономией, а культурой, то есть областью принципиально более широкой. Поэтому "Культурное возрождение" и не нуждается в политических определениях, а тем более в политических обозначениях, каковым стало у нас на сегодняшний день слово "социализм".

Бюро
информационного
обмена

готовит тематические сборники ма-
териалов. В ближайшее время:
- сборник материалов и докумен-
  тов, связанных с участием нефор-
  мальных организаций страны в
  выборной кампании. - ред.А.Папп
- сборник документов движения
  "Память" и публикаций о нем
  в официальной и самиздатской
  периодике. - Ред.В.Прибылов-
  ский.
Не принимает В.И.Илюшенко и популярную ныне схему для идеологической ориентации по литературным журналам: эта схема все-таки грубовата для самоопределения, ведь не каждый обладает отчетливыми "партийными" привязанностями, скажем, к "Огоньку". Существующий в "Культурном возрождении" плюрализм измеряется не по шкале "Наш современник" - "Огонек"; важнее другое: есть и православные, и атеисты. Что же касается больного национального вопроса, то здесь в обществе придраться не к чему: находясь в центре России, оно пока занимается преимущественно русской культурой, но при этом в нем не чувствуется никакого духа замкнутости. Достаточно сказать, что один из двух заместителей председателя - Е.Ю.Гениева, специалист по Джойсу /"Улисс" печатается сейчас с ее комментариями/.
В организационном смысле положение "Культурного возрождения" пока неопределенно. Уже при создании его учредителями выступили Б.Окуджава, Ф.Искандер, С.Капутикян и другие. Общество сразу было провозглашено как Всесоюзное добровольное общество, то есть оно претендует на юридический статус и хотело бы объединить под своей эгидой многочисленные группы и клубы сходного направления. Это не означает, конечно, что "Культурное возрождение" - новая нарождающаяся бюрократическая структура; общество, избегая всякой бюрократизации, отказалось, например, работать под эгидой Фонда культуры.
Но дело не только в бюрократизме. Само то, что Всесоюзное общество предполагается создать "сверху", а не путем объединения или федерирования существующих "культурнических" клубов, достаточно спорно. С одной стороны, такой подход редко бывает удачен, но с другой - специфике деятельности "Культурного возрождения" ближе, быть может, принцип объединения вокруг признанных лидеров интеллигенции, с которыми общество поддерживает тесные контакты. И пока его численный рост и привлечение к его работе других клубов не влекло неприятных организационных коллизий. Хочется надеяться, что в данном случае удастся их избежать и в будущем.

Александр Верховский


ПАНОРАМА