(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Федеральное Собрание

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Совет Федерации и Правительство

Активнейшим представителем оппозиции в Совете Федерации является беспартийный аграрий А.А.Суриков, который начиная со второго заседания палаты (февраль 1996) с настойчивостью Катона старшего каждый раз добивается, чтобы Председатель Правительства явился в Совет Федерации и ответил, наконец, как он собирается решать проблему неплатежей.
В результате усилий Сурикова в повестку дня большинства заседаний включался пункт "Информация Правительства..." ("...о посевной кампании", "...о подготовке к зиме", "...о кризисе неплатежей" и т.п.), по которым выступали вначале заместители министров, затем министры, вице-премьеры, первые вице-премьеры.
Осенью 1996 года Совет Федерации по настоянию А.А.Сурикова и ряда других сенаторов открыл XI заседание досрочно - 8 октября. Заслушав Председателя Правительства Черномырдина, Совет Федерации принял постановление "О социально-экономическом положении в Российской Федерации...", которым предложил Правительству принять неотложные меры по ликвидации задолженности по зарплате и пенсиям, восстановлению платежеспособности предприятий и т.п. Совет Федерации сформировал рабочую группу для взаимодействия с Правительством по этим вопросам в составе: К.А.Титов (руководитель), С.В.Антуфьев, А.В.Глушенков, А.И.Забейворота, В.М.Зубов, Н.И.Меркушкин, Ю.А.Ножиков, Е.С.Сапиро, В.В.Сударенков, А.А.Суриков, Г.Т.Хрипель.
На XII заседании (13-14 ноября 1996) Совет Федерации принял еще одно постановление, потребовав от Правительства чрезвычайных мер, а на XIII (4-5 декабря), не дождавшись приболевшего премьера, решил собраться через 5 дней на внеочередное заседание, чтобы его заслушать.
На второй день XIII заседания Совета Федерации, 5 декабря 1996 года, председатель Законодательного Собрания Омской области В.А.Варнавский, посчитав, что практика принятия обращений к Правительству и выслушивания очередных обещаний выплатить долги себя исчерпала, предложил обратиться к Государственной Думе с предложением рассмотреть вопрос об отставке Правительства. Несмотря на уговоры коллег, он добился постановки своего предложения на голосование. Результаты были следующими: за - 38 (21.3%), против - 46 (25.8%), воздержались - 14 (7.9%).
После этого было решено заслушать премьер-министра на специальном чрезвычайном заседании 10 декабря. По итогам обсуждения было внесено два проекта постановления Совета Федерации - от имени Комитета по бюджету (К.А.Титов) - более умеренное, и от части Комитета по делам Федерации (В.Е.Вишняков) - более радикальное. За вариант Титова проголосовал 41 сенатор, за вариант Вишнякова - 99.
В результате принято постановление на основе проекта Вишнякова, в котором Совет Федерации принял к сведению обещание Черномырдина погасить задолженность: по зарплате - в декабре 1996, по пенсиям - в первом квартале 1997 года; предложил Правительству предоставить субъектам Федерации гарантии для получения кредитов в коммерческих банков на финансирование расходов защищенных статей бюджета; ликвидировать задолженность по трансфертам в декабре, а задолженность Пенсионному фонду - путем включения соответствующей статьи в проект бюджета-97. Президенту Совет Федерации предложил предпринять радикальные меры, обеспечивающие более эффективную работу Правительства.
На XV заседании 25 декабря 1996 по предложению В.Н.Григорьева и В.А.Варнавского вопрос об информации Правительства о выплатах пенсий и зарплат был снова включен в повестку дня 94 голосами против 21 при 5 воздержавшихся. После обеда К.Титов предлагал снять вопрос с рассмотрения, поскольку завтра на ВЧК Президент разберется со всеми виновными. Председатель Е.Строев сказал, что проголосует предложение Титова позже, и до конца дня так этого и не сделал. С информацией Правительства выступил 26 декабря новоназначенный полномочный представитель Правительства в Совете Федерации А.П.Козлов, сказавший, что заседающая одновременно ВЧК решает эти вопросы. Е.Строев предложил снять вопрос с обсуждения, сославшись на то, что "по некоторым данным Барчука освободят от работы", но предложение получило лишь 67 голосов. После 20-минутного обсуждения, в ходе которого сенаторы выступили против "жертвоприношений" и за принятие постановления, призывающего Правительство предоставить Пенсионному фонду гарантии для кредита в Сбербанке (Суриков), предписывающего провести парламентские слушания (Немцов) или как минимум - констатирующего неисполнение Правительством обещаний (Сударенков), Строев снова предложил рассмотреть вопрос в комплексе на следующем заседании, предложение получило 77 голосов. Тогда председатель предложил принять в качестве "мирного варианта выхода из положения" постановление, "где в первой части дадим оценку, а во второй - поручим подготовить и провести парламентские слушания". Голосовался не конкретный текст, а поручение выработать такое постановление Комитету по экономической политике с участием комитета по бюджету и сенаторов Сударенкова и Варнавского. Решение принято 100 голосами и на этом сессия была закрыта. Появившийся впоследствии текст постановления оценок не содержал и говорил о необходимости рассмотрения мер по выплате пенсий и зарплат в комплексе с бюджетом-97 и Среднесрочной программой Правительства, а также о парламентских слушаниях.
На XVI заседании 22 января 1997 В.А.Варнавский снова предложил включить в повестку дня информацию Правительства о выплатах пенсий и зарплат. Несмотря на настойчивые требования Варнавского, Е.С.Строев поставил вопрос на голосование в своей формулировке: заслушать отчет Правительства 23 января на парламентских слушаниях, то есть вне пленарного заседания, что и было поддержано 92 голосами. В ответ А.А.Суриков предложил больше на заседания не собираться, т.к. председатель все равно решает все вопросы единолично.
На XVII заседании 12 февраля 1997 министр финансов А.Я.Лившиц представил Совету Федерации закон о бюджете на 1997 год. Выступавший с содокладом председатель бюджетного комитета К.А.Титов предложил одобрить бюджет "вместе с постановлением, в котором излагаются все наши беды, горести и печали". В прениях выступили остальные 10 председателей комитетов, 8 из которых предложили бюджет одобрить (при этом каждый высказал Правительству свои предложения и многие попросили Правительство дать некоторые гарантии до голосования). А.П.Сычев сообщил, что Комитет по делам Федерации считает, что в таком виде закон одобрять нельзя. Комитет по экономической политике, по словам Е.С.Сапиро, не принял однозначного решения и члены его будут определяться по итогам обсуждения. Успел выступить также Н.И.Кондратенко, пообещавший проголосовать за бюджет, если Правительство пообещает ему выплатить краю задолженность по трансфертам. После выступления В.С.Черномырдина закон был одобрен 120 голосами (67,4%), беды, горести и печали решено обобщить позже в отдельном постановлении, а не в пакете с бюджетом, как предполагалось сначала.
XVIII заседание 5 марта 1997 вновь посетил премьер с целью представить от имени Президента кандидатуру на пост судьи Конституционного Суда. С политическим заявлением выступил Н.В.Севрюгин, завершающий свою избирательную кампанию в области. Он пригрозил, если до конца недели не будет погашена задолженность перед его регионом по всем выплатам, прекратить перечисление налогов в центр и ввести монополию на продажу алкоголя. Предложение рассмотреть вопрос о недоверии Правительству, которого ожидали от Севрюгина средства массовой информации, он не внес. Е.С.Савченко предложил заслушать премьера по вопросу обеспечения весенних полевых работ, а В.Н.Григорьев - о выплате зарплат и пенсий. По предложению Е.С.Строева Совет Федерации решил заслушать информацию В.С.Черномырдина, а вопрос о бюджетном постановлении, оставшийся незавершенным с предыдущего заседания, обсудить в присутствии премьера, что и было сделано. В итоге Совет Федерации принял постановление "О мерах, необходимых для исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год", содержащее рекомендации Правительству на четырех страницах. В частности, Правительству предложено внести проект изменений к принятому бюджету, уменьшающих финансовую нагрузку на бюджеты регионов.
На XIX заседании 16 апреля 1997 первым выступил В.Н.Григорьев, предложивший вынести на следующее заседание вопрос "О роли государства в становлении рыночной экономики", чтобы констатировать, что "попытка построения либерально-демократического государства западного образца не удалась" и договориться о новой общероссийской экономической политике. А.А.Суриков, как всегда, предложил заслушать информацию Правительства о мерах по стабилизации социальной сферы и пенсионного обеспечения. А.Г.Назарчук - рассмотреть вопрос о критической ситуации в агропромышленном комплексе, а также "распространить среди членов Совета Федерации исповедь алтайского подпольного производителя водки и заслушать информацию о том, кому пришла в голову мысль еще больше увеличить на нее цену, и выяснить, на кого работают люди, которые внесли такое предложение. Председательствующий (Е.С.Строев): Да все на ту же мафию, на кого же еще. Строев поддержал вывод Григорьева о необходимости корректировки курса реформ и поставил на голосование его предложение, которое было принято 140 голосами при 1 против и 1 воздержавшемся. Президент Татарстана М.Шаймиев долго убеждал Строева, что доклад по этому вопросу должен готовить Председатель Совета Федерации, поскольку программу Правительства "мы уже слушали". Вместо предложенной Суриковым информации Правительства Строев предложил заслушать по вопросу неплатежей информацию комитетов Совета Федерации, "а если это нас не удовлетворит, то выйдем на вышестоящие органы. Думаю, возражать не будете? Раз молчите, значит согласие есть. А.А.Суриков: Нет согласия, Егор Семенович. Я вносил предложение, и не один я. Председательствующий: В сотый раз будем слушать вопрос. Пустая затея". Предложение Сурикова набрало 110 голосов при 20 против и 4 воздержавшихся. Предложение Назарчука - 132 при 3 воздержавшихся. На следующий день о состоянии АПК доложил министр сельского хозяйства В.Н.Хлыстун (квинтэссенция его выступления - "Можно меня здесь уничтожить. Но я делаю максимум того, что могу."), о социальных выплатах - первый вице-премьер А.Б.Чубайс. Именно в этой речи Чубайс констатировал исполнение бюджета на 56.6% по доходам и на 62.8% по расходам и произнес слово "секвестр" (бюджета), ставшее основным политическим сюжетом II квартала 1997 года. Там же Чубайс сообщил о намерении Правительства брать в залог активы предприятий-должников, что, кстати, тоже именуется словами "налагать секвестр". По аграрному вопросу палата приняла постановление, рекомендовавшее Правительству, в частности, срочно разработать порядок предоставления гарантий Минфина региональным коммерческим банкам под сельхозработы. Суриков предложил принять постановление и по докладу Чубайса, но настаивать не стал.
На XX заседании 14 мая 1997 В.Н.Григорьев, А.А.Суриков и А.А.Волков настаивали на включение в повестку в соответствии с решением предыдущего заседания вопроса "О роли государства ...", но их предложение получило лишь 63 голоса (35,4%) при 53 против и 9 воздержавшихся. Большинством в 118 голосов против 2 при 1 воздержавшемся палата поддержала предложение Е.С.Сапиро, К.А.Титова и Е.С.Строева перенести вопрос на следующее заседание.
XXI заседание 10 июня 1997 обсудило вопрос "О неотложных мерах по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики". С содокладами выступили первый вице-премьер А.Б.Чубайс и академик-секретарь Отделения экономики РАН Д.С.Львов. По итогам обсуждения палата приняла постановление на 7 страницах.
"Панорама"


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network